![]() ![]() ![]() ![]() |
|||
О языке аймара О народе аймара Об истории аймара Культура. Музыка. Фольклор. Интернет - ресурсы об аймара Счет в аймара Произношение букв Введение. Аймара - это язык, культура, народность, или все сразу? История распространения языка аймара Основные характеристики языка аймара Постулаты языка аймара Пунктуация языка аймара Аймара. Урок 1. Боливийцы стремятся оживить язык аймара через Facebook Словарик с картинками Антология литературы аймара Видео курс языка аймара: предметы домашнего обихода Видео уроки языка аймара: вкусы Видео курс языка аймара: числительные Видео курс языка аймара: уровень 1 Алфавит аймара Цвета на аймара Песни для изучения языка Азы языка аймара Издание исследования "Логические и лингвистических проблемы социальной коммуникации с народом аймара"
Издание "Словарь аймара-русский" Выпуск фильма о культуре аймара AYMARA.SU Единственный русскоязычный ресурс культуры и языка аймара Экспедиции в Боливию Экспедиции в Чили Презентация нового Аймара-Русского издания на встрече с представителями посольства Боливии на ВВЦ, Москва Вечер, посвященный языку и культуре аймара |
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Изучение измененных состояний сознания (ИСС) – одно из важных направлений исследования сознания человека в целом. Как правило, продвижение в этом вопросе возможно на стыке различных дисциплин – психологии, биологии, этнографии, антропологии и др. Известны разные способы вхождения в ИСС, как естественные, базирующиеся на ресурсных возможностях самой психики, так и искусственные, с использованием различных веществ. Весьма интересен в этом смысле опыт шаманизма – чрезвычайно древнего занятия, возникшего, по меньшей мере, 30-40 тысяч лет назад, и сегодня широко распространенного на земном шаре. Шаманы способны входить в ИСС по своей воле и сохранят при этом контроль над собой. ИСС используется для целительства, сверхчувственного восприятия, исследования других измерений действительности и иных целей. Шаманы способны также вводить членов своего племени в подобные состояния, играя роль определенного рода проводников. Они предоставляют тем, кто странствует по сложным областям иного мира, поддержку и служат провожатыми. Тот факт, что такое множество различных культур на протяжении истории человечества находили шаманские практики полезными и значимыми, указывает на связь вызываемых шаманами необычных состояний с тем, что антропологи именуют «первосознанием» – то есть первоосновой, самым базовым состоянием человеческой души, неподвластной расовым, половым, культурным и временным различиям. И по сей день в тех культурах, которые избежали разрушительного влияния западной индустриальной цивилизации, шаманские практики и методики продолжают существовать. Не секрет, что человеку, испытавшему ИСС, бывает трудно вербально описать свой опыт. Кроме того, полученные в ощущениях знания об устройстве мира и способах взаимодействия в нем часто не совпадают с представлениями западной философии и общепринятого в современном обществе мировоззрения. Однако, языки древних народов, в том числе аймара, язык индейцев южноамериканского Альтиплано, содержат в себе больше средств для выражения опыта ИСС. Кроме того, язык – ворота в культуру и мировоззрение народа – носителя языка, и, следовательно, отражает представления людей о законах Вселенной и устройстве бытия человека в ней. Согласно исследованиям Арнольда Людвига, ИСС характеризуются набором основных общих черт. Рассмотрим некоторые из них. В ИСС человек испытывает субъективное ощущение нарушения мышления. Потребность в логическом мышлении резко уменьшается, и Вселенная становится «не загадкой, которую надо разгадывать, а переживаемой мистерией». Происходит соединение со всем мирозданием и ощущение себя его частью . Как описать эти переживания на русском языке? Получается сложно и многословно. В языке аймара есть особенное личное местоимение «jiwasa» - «мы» не в смысле ты и я, а в смысле твой мир, твой народ, твоя Вселенная и мой мир, моя Вселенная, соединенные вместе. В ИСС происходит изменение субъективного ощущения течения времени. Например, длительность фазы осознанного сновидения может составлять 2-3 минуты, в то время как в своем сознании человек успевает совершить путешествие на другой континент и получить впечатления от общения с целым коллективом существ. Для людей западной культуры время линейно и независимо от пространства, поэтому такого рода опыт, полученный в ИСС, представляется малореальным и сложно описывается средствами языка. Для аймара время расположено в пространстве и оно не линейно. Будущее приходит сзади, поскольку оно не видимо, прошлое находится впереди, оно доступно взгляду, то есть время имеет круговую или спиральную структуру. Соответственно, перемещение в контексте такого пространства-времени имеет совершенно иной характер, ИСС лучше вписаны в культуру коренных народов Америки, чем в современное западное мировоззрение. В ИСС часто встречается потеря контроля и утрата эго-идентичности, изменение схемы тела, включая явления деперсонализации и дереализации. «Мы можем быть унижены и напуганы собственной ничтожностью, и, одновременно, испытывать чувства огромного успеха и важности вплоть до отождествления себя с Богом. Мы можем воспринимать себя как существующих и, в то же время, не существующих и видеть все материальные объекты пустыми, а саму пустоту — наполненной формой». (С. Гроф). Одновременно искажается восприятие внешних предметов, возникают иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временные обострения остроты восприятия. «Например, в повседневной жизни мы исходим из того, что вещи, с которыми мы сталкиваемся, не могут одновременно быть и не быть самими собой, или, что они не могут быть чем-то иным, нежели то, что они собой представляют. «А» не может быть «не А» или «Б»». (С. Гроф). Как современному западному человеку соотнестись с этим опытом, как описать его? В языке аймара существуют лингвистические конструкции, позволяющие выразить одновременно и наступление события и не наступление его. Например, «выражение imajjalchi (jal – корень, обозначающий «дождь») содержит сообщение, что дождь может быть, а может и не быть, то есть выражение сомнения симметрично, события равновероятны». (Гусман де Рохас). В русском языке, да и в других европейских языках, выразить одновременное наступление «А» и «не А» одним словом нет возможности, поскольку наше сознание, будучи воспитано на двоичной аристотелевской логике не имеет потребности в таких конструкциях. При исследовании ИСС встает важный вопрос «картографирования» посещаемых миров и состояний. Какое событие считать достоверным, если нет ни часов, ни компаса? Логика аймара устроена по-другому, и это находит отражение в конструкциях языка. В аймара формы спряжения глаголов всегда содержат информацию о том, является ли информация «личным» или «не личным» знанием говорящего. Личное знание: говорящий получил информацию посредством своих собственных органов чувств. Не личное знание: говорящий не является свидетелем тех событий, о которых он говорит, то есть информация получена из других источников (кто-то ему рассказал, говорящий пришел к некоторым выводам путем умозаключений или угадал или где-то прочитал). Получается, например, что если шаман во время ритуала или церемонии, будучи в ИСС, ощутил нечто или побывал в неком другом пространстве, то, поскольку информация получена посредством его органов чувств, она является достоверной, «личным знанием». Согласитесь, такое отношение к проблеме облегчает поиск ее решения. ИСС характеризуются изменением системы значений и ценностей. В связи с этим интересно отметить связь между опытом, полученным в ИСС, и мировоззрением народов, в культуре которых переходные периоды в жизни человека непременно отмечаются церемониями, включающими осознанное переживание ИСС. Имеются ввиду коренные народы, в том числе аймара, верования и образ жизни которых почти не искажены вестернизацией. В сознании аймара люди – дети Матери-Земли. «Человек – это земля, которая умеет ходить», - гласит пословица. Сама Мать-Земля и все существа, животные, растения, горы, реки, сельва – все суть живое. А вот описание опыта переживания внутриутробного развития в ИСС: «Во время эпизодов переживания положительных воспоминаний своего эмбрионального существования он испытывал чувство единства со всей Вселенной. Здесь были Дао, Запредельное Внутри, и Тат твам аси (Ты есть То) из Упанишад. Он утрачивал ощущение собственной индивидуальности, его эго растворялось, и он становился всем сущим. Порой это переживание было смутным и лишенным содержания, а порой сопровождалось множеством прекрасных видений — архетипических образов Рая, Рога изобилия, Золотого века или девственной природы. Он становился то рыбой, плавающей в кристально-чистой воде, то бабочками, порхающими над горными лугами, то чайками, устремляющимися вниз, чтобы пронестись над гладью океана. Он становился океаном, животными, растениями, облаками — то одним, то другим, а иногда и всем одновременно. Дальше не происходило ничего конкретного, кроме того, что он начал ощущать себя единым с природой и Вселенной, купаясь в золотом свете, который постепенно угасал». (С. Гроф «Холотропное сознание»). Возможно, символизм ИСС глубоко и логично связывает воедино различные эмбриональные, океанические, космические, природные, райские и божественные элементы и при интеграции этого опыта, дает возможность расширить осознание. Мы мало знаем об устройстве нашего Мира. Может быть, соприкасаясь через язык и изучение культурных традиций с космовидением коренных народов, в том числе народа аймара, мы сможем расширить осознание, ощутить себя частью божественной, наполненной любовью и гармонией, Вселенной. Левкова А.В. |
Язык аймара: для людей или машин? Язык индейцев создан... компьютером Виракочи Боливия. Обзорная статья Язык аймара и предсказание будущего Легенды аймара. Утурунку. Пачамама: Святая Мать-Земля КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас. Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре. Легенды аймара. Остров Луны. Легенды аймара. Сказание о картошке. Пачакути - Изменение Земли Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками. Язык аймара и измененное состояние сознания. Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара Легенды аймара. Священный лист. Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени Уари, викунья - учитель жизни Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира Аласитас или как приблизить исполнение желаний Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара Зеркало аймара Легенды аймара. Происхождение кинуа Традиционная еда аймара Amuki - ритуал Тишины Костюм аймара: шляпки Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года. Легенды аймара: О сотворении мира Взгляд души Красивая песня на аймара Традиционная музыка народов аймара и кечуа Соляная пустыня в Боливии Культура аймара Несколько фраз на языке аймара Национальный гимн Перу на языке аймара Группа Awatinas песня "Guerrero Aymara" Охрана культурного наследия общины аймара в Боливии, Чили и Перу Вечные мятежники: фильм об истории сопротивления народа аймара Аймара - мир Анд Церемония благодарения Матери-Земли Индейцы аймара празднуют Новый год Кровь Аймара Перуанское чаранго Коренные народы Перу Остров Луны на озере Титикака Койя Райми Поэзия аймара Молитва "Радуйся, Мария" на аймара Лудовико Бертонио Укамау. Первый фильм на языке аймара Карнавал в Оруро, Боливия Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций? Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев Аймара - армяне Южной Америки? Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков 12 октября, День сопротивления коренных народов Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд. Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha) Человек и Кондор К Земле обращаюсь... Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро Боливия поворачивает время Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки Чолита, на подиум! Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии Восстание Тупак Амару II Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура Индейцы аймара не заметили испанцев Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015 Музыкальные инструменты аймара Чакана - сакральная геометрия. Гандбол — не валидол 27 мая. День языков коренных народов Имена детей аймара Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы… 10 заповедей американских индейцев Утренняя песнь Молитва индейцев племени Tiwa Самые эмоциональные люди живут в Боливии Традиционные куклы Боливии Чолиты покоряют Испанию Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi” Традиционные народные танцы в Перу Идолы на берегах Титикаки Тайные туннели озера Титикака Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti) |
|
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети | |||
|
|||
© WEB-издательство «Век информации», 2023 |
|
E-mail: antonledov@gmail.com Тел.: +7 925 514 4339 |