Язык аймара и предсказание будущего

Логика языка аймара способствует развитию футоролигии.


Исследователь Иван Гусман де Рохас создал алгебраический инструмент, который, будучи запрограммирован, позволяет делать выводы о сценариях будущего.
Футурология это искусство и наука. Но это не гадание. Она позволяет выстраивать сценарии будущего в любой области жизни с целью проанализировать их и принять меры в настоящем, чтобы получить наилучший результат в будущем. «Она занимается,  - объясняет инженер Иван Гусман де Рохас, – не только предсказанием того, что может произойти, но и позволяет увидеть, какие события сформируют будущее, как они, развиваясь, вызовут новые цепочки событий, которые, будучи связанные воедино, образуют сценарий».
В последние годы в США вопросам сценарного планирования также уделяется большое внимание, утверждает Гусман де Рохас. «Существенные успехи достигнуты главным образом в промышленности», поскольку «главной проблемой в эпоху глобализации является предсказание будущих событий с целью анализа адекватности инвестиций в различные отрасли».

Способность предвидеть события зависит не от интуиции, а от «внимательного изучения не только существующих тенденций, но и методики, которая позволяет увидеть возможные сценарии и способы повлиять на их развитие для предотвращения катастрофы».

Такую методику и предлагает исследователь, апеллируя к логике языка аймара, алгебраически формализованной и преобразованной в формы, доступные для прикладных вычислений.

Почему же разговор идет о логике аймара, а не просто о логике?

Работа боливийца в области лингвистики и логики аймара не новость. В 1982 году Исследовательский Центр Международного Развития Канады уже проявлял интерес к его рукописи о логико-лингвистических проблемам социальной коммуникации с народом аймара. Текст был опубликован на испанском, английском и французском языках, распространяя результаты исследования трехвалентной логики, лежащей в основе синтаксиса языка аймара.

В этом труде Гусман де Рохас собрал информацию о логике построения условных высказываний на аймара, о способе управления соединительными словами, модальностями движения и «мое внимание привлекло существование высказываний, которые не описываются двумя критериями истинности, да или нет аристотелевской логики, но используют вероятностные схемы».

В аймара «систематически используются модальные формы, это особенно ясно видно в выражениях, содержащих суффикс -chi и наречие imaj». Таким образом, выражения сомнения в языках аймара  и испанском существенно различаются. «Например, говоря «возможно будет дождь», сомневающийся склоняется в сторону «да, дождь», в то время как выражение «возможно не будет дождя» ближе к «нет». В аймара «выражение imajjalchi (jal – корень, обозначающий «дождь») содержит сообщение, что дождь может быть, а может и не быть, то есть выражение сомнения симметрично, события равновероятны». Добавление суффикса привело к уравниванию вероятностей событий.

Другой необычной особенностью языка аймара являются формы отрицания. Анализируя различные случаи, автор пришел к заключению, что «суффиксы управляют степенью достоверности высказываний». Это означает, «что модальная логика не ограничивается оперированием двумя критериями истинности, утвержденными Аристотелем несмотря на то, что они не описывали проблем, связанных с высказываниями о будущем». Например, «высказывание «завтра будет битва» нельзя определить критерием «да» или «нет», можно говорить лишь о вероятностном описании, «возможно, под сомнением, событие может произойти».

Будущее неизвестно, модально, о нем нельзя ничего утверждать с абсолютной точностью, можно говорить лишь о большей или меньшей вероятности, поясняет исследователь. Таким образом, суффиксы аймара «помогли мне формализовать логику трех критериев истинности», которая трансформировалась в алгебру «которая служит мне для построения вероятностных схем для вычисления на компьютере; то есть, имея набор предпосылок и формулу в терминах модальностей, я прихожу к выводам посредством алгебраических операций».

Это и есть суть самой последней работы исследователя, создателя Atamiri, электронного переводчика с любого языка, также использующего аймара.

«Я даю инструмент, позволяющий делать выводы», заключает автор. В деталях, с примерами этот инструмент описывается в книге «Логика аймара и футурология», которая выходит из печати и будет представлена в среду, на конференции, запланированной в Национальной академии наук.

Автор надеется, что многие социальные институты заинтересованы в получении инструмента такого рода и стремится к созданию возможностей прикладного использования своих наработок. Демократия - вот вопрос, который вызывает интерес математика, хотя и любая другая тема может быть идеальным полем для исследований.

По словам автора, в Боливии проводится мало исследований, но причина заключается не в отсутствии идей или интереса, а в нехватке ресурсов. Данная работа была проведена в частном порядке. Чтобы применить ее результаты, необходима многопрофильная команда. Необходима поддержка людей знающих, способных формулировать начальные условия. Остальное сделают алгебраические формулы и компьютер, давая возможность управлять очень сложными сценариями, делать различные прогнозы, решать задачи со многими переменными.

 Источник: http://foro.univision.com/


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339