Постулаты языка аймара

Аймара.

ГЛАВА Постулаты.

Лингвистические постулаты – это идеи и концепции, присущие языку в целом, затрагивают все уровни грамматики и семантики. Язык аймара, как часть лингвистической группы аймара, содержит определенные постулаты, которые отражают видение мира. Они представлены ниже в форме кратких обобщений:

  1. Личное и не личное знание.

Для жителей аймара важен источник сведений и/или информации, это выражается  через спряжение глаголов. Информация может быть «личным» или «не личным» знанием говорящего.

Личное знание:

Говорящий получил информацию посредством своих собственных органов чувств, то есть он видел или присутствовал в момент события.

Не личное знание:

Говорящий не является свидетелем тех событий, о которых он говорит, то есть информация получена из других источников (кто-то ему рассказал, говорящий пришел к некоторым выводам путем умозаключений или угадал или где-то прочитал).

  1. Четырехкомпонентная система личных местоимений.

Базовая система аймара содержит четыре личных местоимения.

Лицо

Местоимение

Описание

1 л

«naya» - я

Говорящий лично

2 л

«juma» - ты, Вы

Адресат, слушатель

3 л

«jupa» - он, она

Фокусировка на третьем человеке, не на говорящем и не на слушающем

4 л

«jiwasa» - мы

Включение всех

 

Эти четыре лица представлены только в единственном числе, поскольку в языке аймара нет необходимости указывать количество персонажей. Однако, из-за сильного влияния испанского языка на современных носителей аймара, в настоящее время используется и множественное число личных местоимений.

  1. Человеческое и нечеловеческое.

Как постулат, различие между человеческим и нечеловеческим не так очевидно грамматически, но имеет значение использование различных глаголов и имен существительных, употребляемых, когда речь идет о людях, животных и/или вещах. Итак, многие корни, суффиксы именные и отглагольные различны в случаях описания человеческого и нечеловеческого, и необходимо внимательно это отслеживать, чтобы не обидеть ненароком собеседника. Некоторые из этих случаев представлены ниже:

Именная основа:

Человеческое

Личные местоимения

Naya - я

Juma - ты

Jupa – он, она

Jiwasa - мы

Нечеловеческое

Корни-указатели

Aka – это, эта

Uka – тот, та

Khaya – тот, та (удаленные)

---

 

Отглагольная основа:

Человеческое

manq’aña  - кушать

Umaña - пить

Achuyaña - производить

Нечеловеческое

Thathaña – кушать (о собаке)

Laqhuña – лакать (о собаке, кошке)

Achuña – принести в зубах (о собаке)

 

Пример:

Jupax um umi. 

Он/она пьет воду.

Anux um laqhu. 

Собака пьет воду.

 

  1. Концепция пространства/времени.

Для людей аймара время расположено в пространстве. В результате:

Будущее находится позади, поскольку оно не видимо.

Прошлое находится впереди, оно доступно взгляду.

Настоящее выражает момент происходящего события.

Выражение «qhipürkama» - до завтра, в дословном переводе означает «до дня, который придет сзади», то есть этот день не видим, скрыт от взгляда, находится позади. Таким образом, определенно только то, что доступно взгляду, последние и недавние события.

Пространство и время распространяются по поверхности земли, и расстояние изменяется вслед за временем. Эта концепция народа аймара проявляется в утверждениях, касающихся объяснения ориентации и способов передвижения; не говорят, что до определенного места много километров, но говорят, что расстояние - много часов или много дней.

  1. Категории конфигурации/движения.

В языке аймара, кроме особенностей описания местоположения, и для выражения действий используются не только глаголы, но и имена существительные. По этой причине, встречаются специфические формы описания действия, особенно это касается глаголов приносить, транспортировать, мыть и других.

Глагол

Ichuña – принести ребенка на руках

Anakiña – перегонять скот

t’axsuña – мыть легкие вещи, одежду, волосы и другое

Имя существительное

Wawa - ребенок

Qarwa - лама

Isi - одежда

 Пример:

Аймара

Дословный перевод

Литературный перевод

Mamax waw ichu.

Женщина, ребенок, принесла ребенка на руках.

Женщина принесла ребенка на руках.

Jupax qarw anaki.

Он/она, ламы, перегоняет лам.

Он/она перегоняет лам.

Nayax is t’axsta.

Я, одежда, стираю одежду.

Я стираю одежду.

 

Источник: Институт языка и культуры аймара, Боливия, http://www.ilcanet.org/

Перевод с испанского Левкова А.В.

 


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339