Flag Counter
Боливия. Обзорная статья

Внутренние различия и города Боливии

Альтиплано — колыбель Боливии и ее наиболее населенный район. Основу специализации района составляет горнорудная промышленность. Здесь находится Ла-Пас, крупнейший город Боливии, основанный в 1548 г., ее фактическая столица, главный хозяйственный, административный и культурный центр страны. Численность населения — 750 тыс. человек (1981 г.). Город расположен в широком чашеобразном каньоне р. Ла-Пас на северо-востоке Альтиплано. Это самая высокогорная столица мира. Нижние ее кварталы расположены на высоте 3200 м над ур. моря, а верхние трущобные районы поднимаются до высоты 4100 м. Более быстрое развитие Ла-Паса по сравнению с другими городами Боливии объясняется его выгодным расположением на путях к горнорудным и сельскохозяйственным районам. Он быстро превратился в крупный центр внутренней оптовой и розничной торговли. На долю Ла-Паса приходится большая часть продукции обрабатывающей промышленности страны. Наиболее развита текстильная промышленность.

Из-за большой гористости планировка города довольно хаотична. Широкие и прямые улицы протянулись лишь на дне котловины. Это прежде всего проспект Прадо. Он широк, застроен высокими домами. Тут много кинотеатров и гостиниц. Прадо — центр городской жизни. Рядом с проспектом, в квартале Колокото, расположены резиденция президента и большинство дипломатических представительств иностранных государств. За ним начинается район лучших отелей и кинотеатров, универмагов, банков и адвокатских контор. Исторический центр Ла-Паса — площадь Мурильо. В Ла-Пасе сохранилось мало строений колониального периода. Основная достопримечательность города — церкви XVI—XVIII вв. с богатым скульптурно-резным оформлением  фасадов.  С восточной стороны холма Сапокачи, который возвышается в центре города, расположены Национальный конгресс и правительственные учреждения.

Ла-Пас — город резких социальных контрастов. В размещении его кварталов существует определенная закономерность: чем выше лежит квартал, тем беднее его обитатели. Мелкие служащие, в основном метисы — чоло, живут в домиках из адобы, лишенных элементарных удобств. Немощеные улицы в этих кварталах очень узки. Еще выше, среди скал, расположены лачуги рабочих окраин, где живут индейцы. Из-за антисанитарных условий в этом районе часто вспыхивают эпидемии. Но даже эти хижины еще не худший вид жилья. Выше по склону, в углубления скал, буквально втиснулись убогие лачуги, многие из которых представляют собой просто навесы без стен. Над головой у обитателей этих трущоб шумят аэродром и железные и югу от Ла-Паса Оруро — один из старейших центров горнодобывающей промышленности Боливии. Он был основан в 1606 году под именем Сан-Фелипе-де-Аустриа. После провозглашения независимости город был переименован в Оруро по имени местного индейского племени урус, ныне большей частью вымершего. К XIX в, месторождения серебра в этом районе были истощены, но затем здесь обнаружили крупные залежи оловянных руд, по добыче которых район Оруро занимает в стране первое место.

К югу от Оруро, восточнее оз. Поопо, расположена крупная зона потребительского (частично поливного) земледелия Альтиплано. Юго-восточнее этой зоны, у подножия горы удивительно правильной конической формы, находится знаменитый город Потоси. Существуют две версии происхождения его названия, Согласно первой, оно произошло от индейского «потойчи.

Альтиплано к северу от Ла-Паса и вокруг него плотно населено и большей частью распахано. Среди сельского населения преобладают индейцы аймара. Берега оз. Титикака и его острова особенно плотно населены. Из поселений, расположенных на боливийском берегу Титикаки, выделяется небольшой городок Копакабана. Очень красочно со стороны гор и озера выглядят его красные черепичные крыши и старинная церковь.

К югу от Оруро, восточнее оз. Поопо, расположена крупная зона (частично поливного) земледелия Альтиплано. Юго-восточнее этой зоны, у подножия горы удивительно правильной конической формы, находится знаменитый город Потоси. Существуют две версии происхождения его названия. Согласно первой, оно произошло от индейского «потойчи» — производящий тревогу. По преданию, после начала добычи серебра из горы раздался предостерегающий крик. Вторая версия более реалистична. Она трактует это слово как искаженное название конической горы Пу-тун-Си — «рождает, дает». Так индейцы кечуа называли эту удивительную гору, содержавшую много серебра.

В XVI в. Потоси был крупнейшим городом западного полушария. В XVII—XVIII вв. он давал половину мировой добычи серебра, а численность его населения достигала 160 тыс. человек. Выражение «богат, как Потоси» стало синонимом большого состояния. Гора была так богата серебром, что верили в беспредельность ее запасов. Но через 300 лет после начала добычи все богатые месторождения иссякли и блестящий город стал быстро хиреть. В настоящее время Потоси остается крупным центром горнорудной промышленности, но добывают здесь уже олово, сурьму и вольфрам. Несмотря на неоднократные землетрясения, в Потоси сохранилось довольно много архитектурных памятников колониального периода. Большинство их сгруппировано вокруг Пласы-де-Армас. К югу от Потоси, по берегам р. Юры и других мелких рек бассейна Парагвая, стекающих с Кордильеры-де-Чичас, расположена самая южная зона поливного потребительского земледелия на Альтиплано. На юге Альтиплано нет крупных городов. Район солончаков Уюни, Койпаса и Эмпеха, как и вся западная часть Альтиплано, населена очень редко. Здесь можно проехать многие десятки километров и не встретить жилья.

Восточные, обращенные к Орьенте долины Кордильер занимают 14% территории страны, но здесь проживает 29% ее населения. Это основной сельскохозяйственный район Боливии с наиболее крупной в стране товарной продукцией (пшеница, кукуруза, картофель, маниока, бананы, кофе, какао, кока, разнообразные тропические фрукты и овощи) и интенсивным животноводством. В восточных долинах, особенно в Юнгас, наряду с индейцами кечуа и аймара живет много метисов — чоло, есть также негры, японцы, китайцы (с Тайваня) и канадские сектанты-меннониты.

Долину Кочабамбы издавна называют житницей Боливии. Ее климат считается лучшим в стране. Там на плодородных, частично орошаемых землях выращивают зерновые, фрукты и овощи, разводят крупный рогатый скот (включая молочный) и овец. По сбору зерновых и фруктов долина Кочабамбы занимает в стране первое место. Основная часть ее сельскохозяйственной продукции поступает на рынок Альтиплано. Город Кочабамба расположен в верхней части долины и по числу жителей занимает второе место в стране. Доля индейцев и чоло в его населении выше, чем в других крупных городах Боливии. Кочабамба — крупный торгово-промышленный центр Боливии. Важное значение для его экономического развития имело завершение в 1954 г. строительства шоссе, связавшего Альтиплано с городом Санта-Крус — центром быстрорастущего района товарного сельского хозяйства в Орьенте. Открытие этого шоссе способствовало росту торгово-распределительных функций Кочабамбы, а его промышленность стала получать с востока новое сельскохозяйственное сырье.

К югу от Кочабамбы расположена долина Чукисаки — зона товарного сельского хозяйства, где выращивают в основном хлопчатник. Город Сукре — номинальная столица страны, а также административный и экономический центр департамента Чукисака — расположен в верхней части долины. В далеком прошлом на месте современного Сукре был индейский поселок Чаркас. В 1624 г. в городе был основан один из старейших университетов Латинской Америки. Он стал, несмотря на строгие ограничения испанцев, центром, откуда разносились по всему континенту призывы к свободе. 25 мая 1809 г. студенты и преподаватели университета подняли восстание против испанского господства, но потерпели поражение. Тем не менее борьба продолжалась, и поэтому университет стали называть колыбелью американской свободы. В 1825 г. город был переименован в Сукре в честь героя решающей битвы с испанцами при Айякучо — генерала Антонио Хосе де Сукре.

Сукре — один из красивейших городов Боливии, отличающийся к тому же и хорошим климатом. Он строился из белого известняка, которым изобилуют окрестности. В городе сохранилось много памятников архитектуры колониального периода. Здесь находится церковь Сан Мигель — старейшая действующая церковь в Латинской Америке, расписанная знаменитым Вити, первым великим художником Нового Света и учеником Рафаэля. Церковь служила центром, откуда иезуиты руководили обращением в католическую веру жителей Аргентины, Уругвая и Парагвая. Состоятельные боливийцы из соседнего Потоси приезжают в Сукре провести здесь свой уик-энд.

По преданию, однажды после длительного и утомительного перехода по Кордильерам индейцы кечуа вышли в цветущую долину, где они наконец смогли остановиться. Индейцы назвали ее «Тариска» (Счастливо найденная). В 1574 г. здесь была построена крепость Сан-Бер-нардо-де-Тариха — опорная база для проникновения в Парагвай. В 1807 г. Тариха объявила себя самостоятельной республикой. Лишь в 1831 г. город и одноименный департамент вошли в состав Боливии. У боливийцев Тариха считается самым живописным городом страны. В нем много парков и садов. Почти все дворики, узкие улицы и склоны окружающих город холмов покрыты яркими цветами. В этой изолированной долине живет значительная группа испанских креолов, сохранивших старинные обычаи и очень религиозных. По внешнему виду жители Тарихи больше похожи на южноевропейцев, чем на боливийцев. Из-за прекрасного климата, плодородных почв, пышной растительности  и  красивых женщин Тариху называют боливийской Андалузией. Город интересен также знаменитой процессией детей, когда на целых три дня в сентябре он становится местом детских празднеств, веселых танцев и маскарадов.

В Боливии часто говорят: «Наша страна смотрит на восток». Действительно, использование огромных природных богатств редконаселенных районов Орьенте имеет для нее очень большое значение. Наиболее эффективно план освоения осуществляется в западной части Орьенте, в департаменте Санта-Крус. Старинная поговорка жителей города Санта-Крус гласит: «Брось бельевую прищепку в землю около Санта-Круса, и она начнет расти». После второй мировой войны вокруг города возник наиболее крупный  в Боливии  район  сельского хозяйства товарного направления. В настоящее время он дает подавляющую часть боливийского производства сахарного тростника и риса. Здесь выращиваются также хлопчатник, разнообразные фрукты и овощи. Животноводство в этом районе экстенсивно. Разводится крупный рогатый скот, который круглый год содержится на обширных пастбищах.

Северная часть Орьенте, несмотря на богатство природных ресурсов, — самая слабозаселенная и экономически отсталая часть Боливии. Здесь никогда не было крупных городов. Индейцы аймара и покорившие их инки предпочитали не спускаться с Альтиплано на равнины с их влажными лесами и жарким нездоровым климатом. Не обнаружив здесь золота и серебра, быстро охладели к Орьенте и испанцы. Но они завезли сюда крупный рогатый скот, который хорошо прижился на пастбищах зоны саванн. Со второй половины XVI в. колонизацией северной части Орьенте занялся Орден иезуитов, которому удалось путем жесточайшей эксплуатации индейцев наладить поставки на Альтиплано и даже в Европу сушеного мяса, тропических фруктов и орехов. Но в XVIII в. они были отсюда изгнаны. В конце XIX в. в лесах Орьенте начался каучуковый бум, однако он был в Боливии довольно кратковременным. Крупные плантации гевеи возникли в Юго-Восточной Азии, а затем был изобретен синтетический каучук. Тем не менее домики сборщиков каучука и сейчас можно встретить в лесах Орьенте наряду с деревеньками «лесных» индейцев. Экономический центр северного Орьенте — город Тринидад расположен на берегу р. Маморе. Он основан в 1562 г. отрядом испанских конкистадоров, искавших страну золота «Эль Дорадо». Нынешние жители Тринидада иногда иронически называют свой город боливийской Венецией. Дело в том, что в период с января по март местные реки выходят из берегов и Тринидад превращается в группу островков, между которыми на лодках и ездят горожане. Освоение ресурсов Орьенте — важная экономическая и политическая задача. Осевшие здесь немецкие переселенцы сумели взять под свой контроль местную экономическую и политическую жизнь. На этой основе расцвел и своеобразный региональный антагонизм между Альтиплано и Орьенте. Сепаратистские устремления жителей Орьенте пытаются использовать в своих интересах некоторые круги Бразилии и Аргентины. Испытывающее большие финансовые трудности центральное правительство пытается наладить освоение района на базе притока иностранного капитала, что также чревато большими негативными последствиями.

Культура Боливии

Повседневная жизнь индейцев Боливии и их материальная культура имеют много черт, сохранившихся с давних времен. Индейцы кечуа живут в небольших домах из адобы, без окон, с земляным полом и крышей, крытой травой ичу. Возле домов, за невысокой оградой из камня, обычно расположен возделываемый участок земли. На предгорьях и холмах для удержания драгоценной влаги применяется террасирование и проведение поперечных борозд.

Одежда у кечуа в наши дни в основном уже фабричного производства, но они носят и домотканые вещи. Основной принадлежностью верхней одежды мужчин-кечуа служит плащ — пончо, сделанный из двух прямоугольных полотнищ тяжелой шерсти. В холодную погоду мужчины надевают шерстяные вязаные шапочки-шлемы чульо. Женщины-кечуа носят поверх длинной рубашки несколько широких и длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. Обычный женский головной убор — шляпа-котелок. Прядение и ткачество шерстяных тканей — одно из основных ремесел кечуа. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиной в пестро-полосатом платке нередко висит ребенок, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью, а иногда с хлопком, из которых скручивается нить. Полученная пряжа окрашивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев кечуа, так же как и у аймара, вручную на примитивных горизонтальных станках с деревянными  или  костяными колышками. Они производятся для собственного потребления и на продажу.

Небольшие дома аймара из адобы, дерновых блоков, а иногда тростниковых циновок по своей планировке прямоугольны или квадратны и не имеют окон. Крыши покрываются тростником или травой ичу. Пол земляной, утрамбованный. Очаг топится по-черному. Как правило, дома аймара не имеют даже самой примитивной мебели. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы. В настоящее время преобладают керосиновые светильники. Дома на севере Альтиплано, как правило, фундаментальнее и благоустроеннее жилищ центральной и южной части плоскогорья. В некоторых из них есть деревянные полы.

Одежда аймара, так же как и кечуа, теперь в основном фабричного производства, хотя можно увидеть и красочные, разноцветные домотканые изделия. Мужчины носят брюки, рубашку и жилет, летом ходят в соломенных, а зимой в фетровых шляпах и кожаных сандалиях. В сильные холода иногда надевают старинный головной убор аймара — горро, похожий на шерстяной шлем-чульо кечуа. Женщины-аймара носят широкие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль. Неизменный атрибут их одежды — шляпы-цилиндры. В отличие от мужчин они ходят в любое время года босыми. Из ремесел у аймара широко распространено изготовление керамики, серебряных украшений, а также ткачество, плетение сетей, циновок и корзин. Женщины вяжут из шерсти горро, рубашки, пояса и т. д. Аймара сохранили не только многовековые культурно-этнические особенности своих предков, но и их приверженность к земледелию и скотоводству. В питании аймара и кечуа главное место занимает картофель, из которого изготовляют чунъо — крахмалистый продукт, по составу близкий картофельной муке. Чуньо может храниться много лет. Для его изготовления картофель неделю вымачивают в воде; затем на 10 дней его оставляют под открытым небом, где он днем прогревается солнечными лучами, а ночью замерзает, постепенно размягчаясь. Затем из него ногами или каменным прессом отжимается вода, после чего он сушится три-четыре недели, пока не превратится в твердый продукт. Чуньо спасает индейцев от голода в период зимних засух и недородов.

До прихода испанцев на Альтиплано культивировалось 240 видов картофеля. И ныне картофель наряду с просом киноа — основной продукт питания индейцев. Здесь можно увидеть картофель черного, фиолетового, красного, белого и желтого цвета. Выращивание киноа, внешне напоминающего русскую лебеду, особенно характерно для южной, наиболее засушливой части Альтиплано. Это самая древняя хлебная культура высокогорий Анд. Из его листьев готовят суп, из зерен — кашу и алкогольный напиток чичу (хотя, как правило, этот напиток изготовляется из кукурузы).

Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, и значительная часть населения почти не потребляет мяса, масла, молока, ограничиваясь картофелем и различными овощами. Постоянное чувство голода подавляют жвачкой из листьев коки. Листья коки в Боливии до сих пор самый ходовой товар. Их жуют, смешивая с золой или известью. Кока подавляет чувство голода и искусственно возбуждает человека. Вот почему кока — каждодневный «хлеб» индейцев, привыкших жевать ее с давних времен. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных шахтах, в условиях высокой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, шахтеры почти все время жуют сухие листья коки. От тяжелого труда и постоянного употребления наркотика они уже в 30 — 35 лет становятся инвалидами и мало кто из них доживает до 40 лет. Широко распространены инфекционные заболевания, малярия, дизентерия, туберкулез, от которых особенно страдает индейское население, живущее в антисанитарных условиях и постоянно недоедающее.

Медицинское обслуживание в стране развито слабо. Многие сельские районы практически лишены медицинского персонала, и их жителям приходится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лечения столь велика, что и в городах значительная часть населения прибегает к услугам народной медицины. Представители одного из небольших индейских племен— кольяуайа, обитающего к северо-востоку от Титикаки, с незапамятных времен славились как лучшие знахари и были лекарями еще у инков. Передавая свои знания лечебных свойств трав от отца к сыну, они выполняют роль врачей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором св. Франциска существует квартал, где лечат знахари кольяуайа.

Основная масса населения Боливии — трудящиеся живут в неописуемой нищете. Среднегодовой доход у большей части населения составляет 80 долл. на душу. Заработная плата рабочих очень низка, хотя трудятся они 60 —70, а иногда и 80 часов в неделю. Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйственных батраков. Бич трудящихся Боливии — безработица. Из трудоспособного населения страны около 30% относится к полностью или частично безработным.

В области духовной культуры в Боливии в XVI — XVIII вв. безраздельно господствовал испанизм с его архаичностью и колониальным духом; XIX век прошел под знаком сильных пережитков исламизма и различных европейских влияний. Можно считать, что только с XX в. начинается возрождение интереса к древнему индейскому прошлому страны, и индеанизм становится ведущим направлением боливийской культуры.

Индейская музыка Боливии сохраняет свою оригинальность. Однако помимо исторически характерных для музыкального инструментария индейцев духовых и ударных в него под влиянием испанцев проникли и струнные инструменты: испанская гитара, чаранго — сельская гитара, имеющая пять двойных струн, арфа и т. д. В творчестве современных боливийских композиторов Эдуардо Кабо, Те-офило Варгаса и других ощущается сильное влияние индеанизма. Если в сельских местностях господствует индейская музыка, то в городах больше популярны креольская музыка, песни и танцы. Любимый инструмент — испанская шестиструнная гитара.

Танцевальное искусство индейцев Боливии представлено различными типами. Некоторые из них являются прямым пережитком тотемных и ритуальных танцев доколумбовой эпохи. Другие повествуют об исторических событиях. Характерное явление национальной культуры — карнавалы, которые устраиваются в наиболее крупных городах в первой половине года и восходят к древним индейским обрядам. Знаменитый восьмидневный индейский карнавал в «столице олова» Оруро проводится с XVII в. Его «гвоздем» являются вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это прямое продолжение доиспанских ритуальных танцев индейцев, посвященных духу — покровителю горняков Супаху. Замечательные маски и костюмы для карнавала в Оруро изготовляются в Ла-Ранчерии, квартале Оруро, населенном индейцами. Весьма своеобразно еще одно празднество — «Аласитас», отмечаемое не только индейцами аймара, но и многими неиндейскими жителями городов страны. Главное содержание этого празднества — танцы в честь древнеаймарского бога благополучия Энеко. Интересные фольклорные праздники индейцев проводятся в находящемся на берегу озера Титикака городе Копакабана.

Чрезвычайно много старых мотивов сохраняет архитектура Боливии. В архитектуре XVI — XVIII вв. господствовало градостроительство испанского типа. Однако еще около 1690 г. в архитектуре Боливии под сильным влиянием индейского искусства появляется интересное направление, получившее название стиля метисов, или андского барокко, просуществовавшее до конца XVIII в. Это направление широко использовало индейские орнаменты и типичные мотивы индейской доколумбовой архитектуры. Архитектура промышленных и общественных зданий Боливии XIX — первой трети XX в. следовала европейским и американским образцам (эклектика, стиль «модерн»). Жилые дома до середины XX в. в основном сохраняли старый тип постройки: один — три внутренних дворика, резные порталы, деревянные резные балконы и т. д. В середине XX в. построен ряд многоэтажных железобетонных зданий, частично реконструированы Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус. В последние годы вновь проявляется интерес к монументальным зданиям в стиле доколумбовой архитектуры.

Скульптура доиспанского периода сохранилась плохо. Помимо замечательных скульптур Тиауанаку (теперь часть из них находится в Ла-Пасе) они встречаются лишь в некоторых труднодоступных районах. Очень мало в стране и памятников скульптурного искусства XVI в. Самые знаменитые из них — наиболее почитаемая в Боливии скульптура Темной богоматери Титикакской в маленьком городе Копакабана, на берегу оз. Титикака, и богоматери Канделярии в кафедральном соборе Ла-Паса. Первая — творение замечательного индейского скульптора Франсиско Тито Юпанки, уроженца Копакабаны, вторая привезена из Испании. В целом пластическое искусство Боливии колониального периода, а также XIX в. складывалось под сильным влиянием Испании и Италии.

Лишь в 20-х годах XX в. начинается эпоха становления и развития национальной скульптуры, свободной от воздействия холодного и безликого академизма. Крупнейшим представителем этого прогрессивного реалистического направления была Марина Нуньес дель Прадо. Творчество Нуньес уходит глубоко корнями в прошлое народа, в истоки философии и верований аймара и кечуа, без знания которых невозможно понять жизнь индейских народов. Ее работы стали подлинной энциклопедией духовного мира индейцев, воплощенной в камне.

Первые два десятилетия XX в. в живописи Боливии продолжали господствовать каноны академического искусства. Лишь появление такого большого художника, как Сесилио Гусман де Рохас, наметило в ней новое направление. В своих картинах Рохас стремился исходить из местной тематики, воплощая в них идеи и концепции индеанизма. Социальные мотивы в творчестве современных художников Боливии переплетаются с увлечением монументальной мексиканской живописью, импрессионизмом и абстракционизмом.

На развитие боливийской литературы долгое время отрицательно влияли подражательные тенденции и стремление избегать национальной, особенно индейской, тематики. Наиболее интересными представителями боливийской литературы XIX в. были замечательный поэт Хуан Уальпарвимачи Майта, родившийся в бедной индейской крестьянской семье кечуа, и Висенте Пасос Канки, видный деятель освободительной борьбы боливийского народа против испанского ига, одним из первых в Латинской Америке заявивший о необходимости улучшения жизни индейцев. В конце XIX в. главным направлением в боливийской литературе становится бытоописательная литература («костумбризм»), а в поэзии— своеобразный модернизм, сочетавший подражания французским поэтам с растущей приверженностью к индеанизму.

Значительный вклад в развитие латиноамериканской литературы XX в. внесли три наиболее значительных писателя Боливии — Альсидес Аргедас, Рауль Ботельо Госалвес и Хесус Лара. Аргедас в своих многочисленных романах реалистично описывает жизнь индейского населения. Эта тема получила развитие в творчестве X. Лары, особенно в его романах «Сурути», «Янакуна», «Наша кровь» (два последних романа были переведены на русский язык). Из крупных современных боливийских писателей следует назвать также А. Диаса и М. Лопеса.

Хотя первые театральные представления устраивались в городах Боливии уже в XVI в., а первый театр (в Ла-Пасе) был открыт в 1617 г., боливийский драматический театр не получил в целом большого развития, и имеющиеся в Ла-Пасе, Сукре, Тарихе и некоторых других городах театры обслуживаются полупрофессиональными труппами и действуют нерегулярно. В 1949 г. в Ла-Пасе было основано Общество деятелей театра и радио. Не получило значительного развития и боливийское киноискусство. Выпускается всего несколько художественных фильмов в год на базе созданного в 1943 г. Боливийского кино-института. Более успешно обстоит дело с хроникой и документальным кино. Из кинорежиссеров значительной известностью в Латинской Америке пользуется А. Санхинес, поставивший ряд игровых фильмов на фольклорно-исторические темы («Укамай», «Кровь кондора» и др.).

Развитие литературы в Боливии сильно сдерживается очень высокой неграмотностью населения. По этой же причине очень низки тиражи периодических изданий. 90% тиража боливийских газет приходится на Ла-Пас. В этих условиях значительную роль играет радиовещание. Передачи ведутся на испанском, английском, немецком языках и на кечуа. С 1970 г. в Боливии начало действовать телевидение — государственная компания «Эмпреса насиональ де телевисьон боливиана».

Хотя в 1955 г. был провозглашен закон о всеобщем обязательном и бесплатном обучении детей в возрасте от 7 до 14 лет и увеличено ассигнование на улучшение системы просвещения, большая часть жителей Боливии до сих пор неграмотно. Особенно велика неграмотность среди индейского населения. В индейских районах более половины детей школьного возраста остаются вне стен школы, а заканчивают среднюю школу около 1% поступивших. В стране имеется восемь университетов: два в Кочабамбе и по одному в Ла-Пасе, Потоси, Санта-Крусе, Тарихе, Оруро и Сукре, но число студентов невелико — всего 14 тыс. При боливийских университетах имеются относительно хорошие библиотеки, что особенно важно ввиду слабости библиотечной сети в этой стране. Крупные библиотеки есть лишь в Ла-Пасе, Кочабамбе, Потоси и Сукре. Национальный архив Боливии, основанный в 1836 г., находится в Сукре. Система научных учреждений Боливии отражает общее для многих латиноамериканских стран увлечение общественными науками в противовес естественным и техническим. Академия наук была создана в Ла-Пасе в 1960 г.

История Боливии

История Боливии уходит далеко вглубь тысячелетий. Первые люди на ее территории появились 30 тыс. лет назад. Около 1200 г. до н. э. в высокогорной части страны, на Альтиплано, вокруг озера Титикака, возникают первые земледельческие поселения предков аймара, составляющего значительную часть современного населения Боливии. Своего высшего расцвета культура древних аймара достигла в Тиауанаку — самом значительном государстве доинкской Америки, расцвет которого приходится на III—X вв. н. э. Преемником тиауанакского государства было возникшее в X—XI вв. государство индейцев аймара Кольяо. Кровавые войны между Кольяо и государством инков Тауантинсуйу завершились победой инков. Завоеванная в XIV в. территория Кольяо вошла в состав государства инков в качестве одной из четырех его провинций под названием Кольясуйу. Упадок государства Кольяо и его военное поражение были вызваны в основном ожесточенной борьбой за власть между вождями племен, входящих в государство-конфедерацию. По своему   обыкновению   инки переселили на захваченные земли некоторые из племен индейцев кечуа. С тех пор на территории современной Боливии шел процесс формирования двух основных индейских народов — кечуа и аймара, завершившийся к началу XX в.

После захвата в XVI в. государства инков испанцами в Кольясуйу двинулись отряды искателей наживы, привлеченные слухами о баснословных богатствах ее недр. Под пытками индейцы выдавали испанцам тайны месторасположения древних золотых и серебряных рудников. В 1535 г. конкистадор Альмагро основал первый испанский населенный пункт на территории Боливии — и поныне существующий городок Пария. В 1542 г. Боливия под названием провинции Чаркас (по имени местного племени чарка) вошла в состав вице-королевства Перу. Под этим индейским названием Боливия была известна миру вплоть до 1776 г., когда из состава вице-королевства Перу она была включена в вице-королевство Ла-Плату и переименована в Верхнее (Горное) Перу.

Как и в других частях Америки, завоевание и колонизация Боливии испанцами сопровождались массовым уничтожением значительной части индейского населения, разграблением его богатств, внедрением системы энкомьенд (раздачи земель вместе с населяющими их индейцами испанским колонистам), поисками золота, серебра и драгоценных камней, возникновением городов — оплотов испанского влияния в покоренной стране. Более половины всех земель в Чаркас было роздано королевским правительством Испании в качестве энкомьенд испанским колонистам; индейцы несли многочисленные повинности в пользу их владельцев — энкомендеро. Так было положено начало латифундизму, господствовавшему в стране вплоть до 60-х годов XX в.

Огромное значение для мировой экономики того времени имело открытие индейцем Диего Гуалкой знаменитой серебряной горы Серро-Рико-де-Потоси в 1545 г. Быстро выросший у ее подножья город Потоси стал в XVI—XVII вв. экономическим центром Южной Америки,  важнейшим горнорудным центром мира и символом баснословного богатства. Вплоть до начала XVIII в. отчисления от добываемого в Потоси серебра были главным источником доходов испанской короны. Из Испании серебро Потоси шло в руки англичан, голландцев, немцев, способствуя развитию мирового товарооборота, испытывавшего острую нехватку денежных средств.

Для работы на серебряных рудниках Потоси и в других местах Верхнего Перу использовались индейцы, которые «приписывались» к ним сотнями тысяч. Из каждой тысячи индейцев не менее 800 человек погибало на работах в рудниках в течение первого же года от непосильного труда, голода и болезней. Лавина серебра столь благотворно повлиявшая на процесс первоначального накопления капитала и рост рыночных отношений в Европе, стоила жизни не менее 8 млн. индейцев. Индейцы десятки раз поднимались против своих угнетателей с оружием в руках. При этом их освободительное движение, как правило, проходило под знаменем восстановления древней индейской государственности. Особенно яркий след оставило в истории Боливии восстание братьев  Катари и Кондорканки в 1780—1782 гг.

Восстание 25 мая 1809 г. в Боливии открыло эпоху войн за независимость во всей Латинской Америке. Но свою свободу боливийцы обрели много позже других латиноамериканских народов — лишь в 1825 г., и то с помощью венесуэльских войск под командованием маршала Сукре, посланных Боливаром. Страна отдала дань уважения и признательности великому патриоту Латинской Америки и с 1825 г. стала называться Боливией. Политическая независимость не принесла, однако, ни мира, ни процветания народу страны. Не сопровождалась она и сколько-нибудь существенными изменениями социально-экономической структуры государства и жизни индейских масс. Вплоть до конца XIX в., когда началась добыча олова, Боливия оставалась типичной аграрной страной с низким уровнем развития экономики. Ее экспортными товарами были живой скот, кора хинного дерева, кока да небольшие партии серебра с истощенных к тому времени месторождений. Индейцы были превращены в крепостных на огромных латифундиях, занимавших десятки и сотни тысяч гектаров и принадлежавших небольшой кучке землевладельцев.

Боливия развивалась в обстановке крайней политической нестабильности, превратившись в арену бесконечных военных переворотов и мятежей (с 1825 г. по настоящее время их было свыше 180).

В результате неудачных войн с соседними государствами Боливия потеряла 2/3 своей первоначальной территории. После поражения в войне против Чили (1879—1883) она лишилась выхода к морю и части Атакамской пустыни, богатой селитрой; в результате войны с Бразилией в 1903 г. — части своей Сельвы (территория Акре), богатой каучуком, а в итоге войны 1933—1935 гг. с Парагваем потеряла 2/3 спорного потенциально нефтеносного района Чако (восточная часть страны).

Открытие богатейших запасов олова (его вывоз начался в 1884 г.) вызвало приток иностранного капитала. С 1900 г. олово стало ведущим экспортным товаром Боливии. Крупнейшие оловянные рудники попали в руки трех связанных с иностранным капиталом групп местных горнопромышленников — «оловянных баронов». «Оловянные бароны» и иностранные монополии, установившие контроль не только над горнорудной промышленностью, но и над транспортом, связью, финансами, энергетикой и многими отраслями обрабатывающей промышленности, вместе с семьями крупнейших боливийских латифундистов определяли политическое лицо Боливии вплоть до 1952 г.

Боливийская буржуазно-демократическая революция 1952—1964 гг. покончила с «оловянными баронами», национализировав оловодобывающую промышленность.

 С 1964 по 1980 г. в Боливии сменилось несколько военных правительств, которые приходили к власти с помощью очередного военного переворота. Внутриполитическая обстановка в стране характеризовалась нарастанием оппозиционных антиправительственных настроений.

Стремясь разрядить напряженность, правительство решило прибегнуть к политическому маневру: в конце 1977 г. оно сняло ранее установленный запрет на деятельность политических партий, профсоюзов и некоторых других общественно-массовых организаций.

Боливия — член ООН, Организации американских государств, Латиноамериканской экономической системы, Латиноамериканской ассоциации интеграции и член Андского пакта.

Население Боливии

Индейцы составляют свыше 3/5 населения Боливии. Остальные— испаноязычные боливийцы — народ романской языковой группы с преобладанием в его составе метисов. Боливийцы в подавляющей массе знают помимо испанского (официального языка Боливии) языки кечуа или аймара, а то и оба. В самом испанском языке Боливии такое обили индейских слов и оборотов, что он резко отличается от испанского языка некоторых других стран Латинской Америки. Большая часть индейцев принадлежит к народам кечуа и аймара. Кроме того, в восточной части страны живет 63 племени «лесных» индейцев, принадлежащих к 15 языковым группам (тупи-гуарани, аравакской, матако-матагуайо и др.) и насчитывающих около 100 тыс. человек.

Подавляющая часть населения Боливии (более 95%)— католики. Религия аймара и кечуа синкретична: католический ритуал сочетается у них с примитивным земледельческо-скотоводческим культом. В стране проживает также свыше 40 тыс. протестантов. Это в основном живущие в Боливии немцы.

Кечуа Боливии — 1,8 млн. человек — являются частью народа кечуа, составляющего важнейшую этническую группу Боливии, Перу и Эквадора и проживающего также в Аргентине и Чили. Основная масса боливийских кечуа живет на юге и юго-востоке Альтиплано. Аймара помимо Боливии расселены в Перу Аргентине и Чили, однако боливийские аймара, насчитывающие 1,2 млн. человек, составляют около 60% всей численности этого народа. Основная этническая территория аймара — районы, прилегающие к оз. Титикака, и северные районы Альтиплано. Количество иностранцев в стране не превышает 30 тыс. человек. Наиболее значительную группу составляют немцы. Довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет заметную роль в экономической и политической жизни самого большого департамента Боливии — Санта-Крус.

Кечуа занимаются в основном земледелием и скотоводством, в меньшей степени кустарными промыслами и трудом в горнорудной промышленности. В сельских районах у них преобладает хуторской тип расселения.

У сельского населения аймара преобладают поселения двух типов: деревни с кучевым расположением домов и маленькие хутора посреди обрабатываемых участков.

В Боливии по существу сохраняется несколько модифицированный колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для латиноамериканских стран лишь в XIX в. При высокой рождаемости сохраняется и довольно высокая смертность, тогда как почти во всех современных странах Латинской Америки при сохранении или некотором незначительном уменьшении уровня рождаемости в последние 20 — 25 лет наблюдается резкое сокращение смертности. В результате если во многих латиноамериканских странах наблюдается «демографический взрыв», то в Боливии население увеличивается медленнее. В 1900 г. оно составляло 1,7 млн. человек, в 1981 г. — 6,2 млн. Высокая смертность, особенно детская, в Боливии связана с крайне низким уровнем жизни населения, постоянным недоеданием, отсталостью системы здравоохранения, суровыми условиями обитания в Андах, тяжелыми жилищно-бытовыми условиями жизни, слабой санитарно-профилактической работой.

Боливия по существу глубоко сельская страна, и  значительная часть ее населения по-прежнему живет в деревнях. Крупных городов мало, лишь пять из них (Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус, Оруро и Сукре) имеют население свыше 100 тыс. жителей каждый. Еще один город (Потоси) имеет более 50 тыс. жителей. Типичны для Боливии маленькие городки с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как центры сельскохозяйственной зоны в той или иной долине, либо рядом с добычей определенных видов минерального сырья.

Источник: terravision.ru


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2024
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339