Индейцы аймара не заметили испанцев

Исследования останков из могильников возле подножия вулкана на юге Перу позволили выяснить, в каких родственных отношениях состояли между собой древние жители, обитавшие здесь до появления в Америке Христофора Колумба. Также оказалось, что на генофонде представителей коренного населения этих мест появление европейцев почти никак не сказалось.

Предположительно древние перуанцы хоронили свою знать в чульпах (chullpas) — цилиндрических или прямоугольных башнях, сложенных из камня или сырцового кирпича и напоминающих шахматные ладьи. В некоторых частях Южных Анд, особенно в районе озера Титикака, чульпы строили и до, и после вторжения инков.

Похоронные башни как правило достигают высоты двух метров, а самая высокая — 12 метров. Некоторые из чульп безыскусные, а другие, напротив, покрыты затейливым орнаментом. Строения из шлифованного камня археологи относят к инкскому периоду.

Исследователей заинтересовали захоронения доинкского периода, поскольку остается неизвестным, в каких отношениях состояли люди, захороненные в одной чульпе. Что до отношений в обществе, то до прихода инкской цивилизации семьи объединялись в общину — ayllu. Историки предположили, что земля предков переходила по мужской линии, а своих сестер они обменивали на жен, осуществляя своего рода "родственный бартер".

В ходе недавних исследований на базе Варшавского университета и перуанского Католического университета святой Марии были изучены последовательности ДНК останков из шести чульп, расположенных на высоте 4000 метров на склоне горы Кора-Кора, сообщает интернет-портал LiveScience. Благодаря холодному и сухому климату скелеты оказались в должной сохранности, так что ДНК удалось выделить из костей и зубов 27 человек.

Специалисты изучили ядерные ДНК, в которых содержится главный генетический код человека, наследуемый от обоих родителей, а также митохондриальные ДНК, передаваемые только по материнской линии, и Y-хромосомы, наследуемые от отца и определяющие мужской пол.

Исследователи идентифицировали половую принадлежность каждого человека. Для выявления степени родственных связей ДНК древних коренных жителей народа аймара сравнили с геномом 700 современных индейцев Южной Америки.

Так, специалисты узнали, что в одной чульпе хоронили близких родственников. Наиболее вероятно, что каждая община погребала своих членов в одной и той же башне на протяжении нескольких поколений. В двух чульпах находились останки мужчин с идентичными Y-хромосомами — следовательно, в них покоятся представители трех поколений: отцы, сыновья и внуки, что подтверждает доминирование мужчин в культуре древних аймара. И все-таки исключения из правил есть. Так, изучение останков из одной из башен показало, что у троих погребенных в ней мужчин была общая мать, но разные отцы.

Ученые порой идеализируют обычаи и законы патриархального общества, резюмируется в исследовании, опубликованном в журнале BMC Genetics, "но мы не можем исключить ситуаций, при которых они бывали преднамеренно или неумышленно в некоторых ситуациях нарушены".

Однако самым сенсационным оказался еще один вывод, сделанный, что называется, попутно. Народ аймара вообще не испытал последствий испанской колонизации на своем генофонде.

Аймара доныне живут в перуанских регионах Пуно, Сан-Мартин, Анкаш и Юнгай, их самым известным представителем является действующий президент Боливии Эво Моралес. Есть несколько версий происхождения народа аймара. Туземные авторы отстаивают тезис, что культура аймара происходит от высокой культуры Тиуанако (существовала с 1580 года до нашей эры по 1172 год нашей эры), ссылаясь при этом на то, что границы бывшей империи близки к сегодняшнему ареалу распространения языка аймара.

В расположенной на высоте 3600 метров столице империи Тиуанако в XII веке проживало более 40 тысяч жителей. Эта культура считается одной из первых цивилизаций Южной Америки, где начали возводить строения из камня. Несмотря на то, что археологи по ситуации на сегодня расчистили всего лишь одну шестую занимаемой ими некогда территории, их наследие порой рассматривают как главную достопримечательность Южной Америки.

Другие историки, напротив, предполагают, что аймара сами повинны в гибели империи Тиуанако, и именно поэтому их язык стал доминировать в регионе. Согласно их мнению, аймара переселились на север из региона Кокимбо в Чили. Однако данные лингвистики вступают в противоречие с этой версией. Скорее всего, аймара сформировались на севере Анд — прежде всего, в Перу. В языке аймара есть одна удивительная особенность: индейцы представляют время наоборот — будущее для них остается в прошлом, а прошлое еще только предстоит пережить.

Согласно еще одной гипотезе, этническая группа аймара возникла только с приходом испанских конкистадоров, в нее вошли различные индейские народности, порабощаемые захватчиками. Выходит, что общая трагическая судьба сблизила и объединила разные племена в единый народ.

Результаты исследований опубликованы в журнале BMS Genetics

Автор: Игорь Буккер

Источник: Правда


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339