Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.

 

Каждый год 20 июня аймара отправляются пешком к подножию великих гор, чтобы отпраздновать Уилка Кути (Willka Küti), Новый год аймара. Чтобы призвать Солнце вновь вернуться на Землю и согреть ее своим теплом.
Старейшины, иатири (yatiri), их супруги и помощники (jikalakata) готовят подношение из сладостей и цветов, а также суйу (suyu) – жертву, эмбрион ламы или альпака. Подношения оставляют на ритуальном столе, чтобы использовать на следующий день. Эта ночь самая длинная в году, все отдыхают перед церемонией и обдумывают события прошедшего года.
21 июня, в 6 часов утра, все встают и поднимаются к вершине холма, чтобы ждать возвращения солнца.
Во время церемонии на вершине горы разводят огонь и сжигают суйу и подношения, взывая к природе, ачачила (achachilla), духам и предкам, которые сопровождают аймара в этот день. Обращаясь к женской сущности, поливают подношение вином и воскуряют копаль (kupala) для Пача Мамы (Pacha Mama), к мужской – спирт и ладан, и дым с благовониями поднимается к богам на Небесах, также сжигают листья коки, инициируя общение с предками.
Уилка Кути (Willka Küti) это очень важный момент возвращения Солнца, защищающего нас и дающего нам пищу для жизни. Первые лучи Солнца встречают, подняв руки и раскрыв ладони энергии Нового года. 
Церемония проводится во всех уголках индейского мира – будь то на севере, юге, востоке или западе. Общины отмечают праздник с радостью, с музыкой и угощением встречают новый цикл Солнца. После завершения главной церемонии начинается праздник, играют сикури (sikuri, исполнители музыки на андской флейте сику). В то время как одни танцуют, другие пробуют угощение и ликеры.
Пача Мама (Pacha Mama): обращение к Матери-Земле, состоит из двух слов: Пача (Pacha) - на аймара означает вселенную, время, место и Мама (Mama) – мать, рождение, процветание.
Пхауа Апхатампи (Phawa Apjatampi): церемония установления связи с Пача Мамой, состоит в окроплении участка земли алкоголем и символическими элементами. В сельской местности часто посыпают землю лепестками цветов и закапывают горшок с подношением из картофеля, сигарет, листьев коки и алкоголя, чтобы накормить Пача Маму. Во время церемонии участники пьют алкогольные напитки и исполняют песни и танцы.
Чала (Ch’alla): особые магические украшения, размещаемые на тех предметах, на которые испрашивается благословение (дом, автомобиль и т.д.). Представляют собой гирлянду из нанизанных подношений - бумажные цветы, денежки, бутылочки со спиртным, золотые зернышки, лепестки, конфетки. Развешивают на углах дома или другого имущества.
Ауаию (Awayu): ткань ручной работы (сейчас есть и промышленное производство), используемая женщинами и мужчинами из горной местности Боливии, Перу, Аргентины и Чили. Изготовлена из шерсти ламы, овцы или альпака и окрашенная с помощью натуральных красителей. Ауаию очень прочна, используется для переноски младенцев на спине или для транспортировки грузов или товаров. Помимо прочего, ткань красива, традиционные орнаменты символичны, поэтому она любима и широко используется в повседневной жизни индейцев Альтиплано.
Тари (Tari): маленький кусок ткани ауаию, используемый для размещения листа коки на столе перед церемонией.
Уаину (Waynu): андский традиционный танец, типа хоровода, исполняется на любых праздниках и мужчинами и женщинами, в парах.

В индейском календаре много событий и важных дат, в которые проводятся шаманские ритуалы. Базовая структура шаманской церемонии рассмотрена на примере праздника встречи андского Нового года.

Уилка Кути (Willka Küti)

Каждый год 20 июня аймара отправляются пешком к подножию великих гор, чтобы отпраздновать Уилка Кути (Willka Küti), Новый год аймара. Чтобы призвать Солнце вновь вернуться на Землю и согреть ее своим теплом.

Старейшины, иатири (yatiri), их супруги и помощники (jikalakata) готовят подношение из сладостей и цветов, а также суйу (suyu) – жертву, эмбрион ламы или альпака. Подношения оставляют на ритуальном столе, чтобы использовать на следующий день. Эта ночь самая длинная в году, все отдыхают перед церемонией и обдумывают события прошедшего года.

21 июня, в 6 часов утра, все встают и поднимаются к вершине холма, чтобы ждать возвращения солнца.

Во время церемонии на вершине горы разводят огонь и сжигают суйу и подношения, взывая к природе, ачачила (achachilla), духам и предкам, которые сопровождают аймара в этот день. Обращаясь к женской сущности, поливают подношение вином и воскуряют копаль (kupala) для Пача Мамы (Pacha Mama), к мужской – спирт и ладан, и дым с благовониями поднимается к богам на Небесах, также сжигают листья коки, инициируя общение с предками.

Уилка Кути (Willka Küti) это очень важный момент возвращения Солнца, защищающего нас и дающего нам пищу для жизни. Первые лучи Солнца встречают, подняв руки и раскрыв ладони энергии Нового года. 

Церемония проводится во всех уголках индейского мира – будь то на севере, юге, востоке или западе. Общины отмечают праздник с радостью, с музыкой и угощением встречают новый цикл Солнца. После завершения главной церемонии начинается праздник, играют сикури (sikuri, исполнители музыки на андской флейте сику). В то время как одни танцуют, другие пробуют угощение и ликеры.

Вашему вниманию мультфильм, отражающий все детали церемонии, на испанском языке (перевод текста выше).





Некоторые термины, используемые для описания ритуала, на языке аймара: 

Пача Мама (Pacha Mama): обращение к Матери-Земле, состоит из двух слов: Пача (Pacha) - на аймара означает вселенную, время, место и Мама (Mama) – мать, рождение, процветание.



Пача Мама, художник: Мамани Мамани 

Пхауа Апхатампи (Phawa Apjatampi): церемония установления связи с Пача Мамой, состоит в окроплении участка земли алкоголем и символическими элементами. В сельской местности часто посыпают землю лепестками цветов и закапывают горшок с подношением из картофеля, сигарет, листьев коки и алкоголя, чтобы накормить Пача Маму. Во время церемонии участники пьют алкогольные напитки и исполняют песни и танцы.





  

Чала (Ch’alla): особые магические украшения, размещаемые на тех предметах, на которые испрашивается благословение (дом, автомобиль и т.д.). Представляют собой гирлянду из нанизанных подношений - бумажные цветы, денежки, бутылочки со спиртным, золотые зернышки, лепестки, конфетки. Развешивают на углах дома или другого имущества.



  

Ауаию (Awayu): ткань ручной работы (сейчас есть и промышленное производство), используемая женщинами и мужчинами из горной местности Боливии, Перу, Аргентины и Чили. Изготовлена из шерсти ламы, овцы или альпака и окрашенная с помощью натуральных красителей. Ауаию очень прочна, используется для переноски младенцев на спине или для транспортировки грузов или товаров. Помимо прочего, ткань красива, традиционные орнаменты символичны, поэтому она любима и широко используется в повседневной жизни индейцев Альтиплано.



  

Тари (Tari): маленький кусок ткани ауаию, используемый для размещения листьев коки на столе перед церемонией.

Уаину (Waynu): андский традиционный танец, типа хоровода, исполняется на любых праздниках и мужчинами и женщинами, в парах.




Перевод: Анна Левкова
Источник: Uchileindigena 


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339