Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков

 

«Жить Хорошо» - это понятие пришло из мира наших предков, и чтобы вполне осознать его, надо сначала понять мировоззрение древних народов. В космогонии аймара и кечуа все формы существования материи равны и дополняют друг друга, все живет и все одинаково важно. Так и Мать-Земля живет циклами: посевная, сбор урожая, отдых, распашка, удобрение. Равно и Космос живет периодами: день и ночь, так и история складывается из восхождений и падений, так и жизнь состоит из периодов активности и пассивности. Термины «suma qamaña» (аймара) и «sumak kawsay» (кечуа) переводятся как «жить хорошо / хорошая жизнь» или «жизнь в полноте», и, по сути, означают «жить в гармонии и равновесии; в гармонии с циклами Матери-Земли, Космоса, жизни и истории, в равновесии со всеми формами существования».

                                                                               360x260___1380585719_vivir_bien.jpg

«Жить Хорошо» представляет собой парадигму, которая является общей для многих древних народов; парадигму общинного сознания. Среди различных древних народов, сохранивших древнее мировоззрение и живущих в согласии с ним, можно назвать, например, народ мапуче, населяющий район на границе Чили и Аргентины. «Мапуче» означает «люди земли», то есть те, кто осознают свою принадлежность Земле и интеграцию в пространственную территорию. Для народа мапуче «Жить Хорошо» означает жить без насилия, в любви и приятии, с уважением к Жизни. Для мапуче все формы существования соединены и образуют мир, в котором мы живем: человеческие существа, культура, земля и все формы жизни.

Народ колья (территория Аргентины), происходящий от кечуа и аймара, имеет очень похожее мировоззрение. Этот народ считает духовность необходимым условием «Хорошей Жизни». Эулохио Фрийес (Eulogio Friyes), говорит, что общество, о котором мечтает его народ, это такое, где уважают права, нет дискриминации, и широко участвуют все культуры, сосуществующие в Аргентине. «Культуры коренных народов выросли с природой, а не наперекор ей», - утверждает он. «Человек – это земля, которая умеет ходить», - говорит пословица колья. «Жить Хорошо» для народа колья означает поддерживать принципы жизни в гармонии и сообществе.

На гуарани «Teko Kavi» означает «Хорошая Жизнь», «Жить Хорошо» и подразумевает уважение к жизни. «Ты чувствуешь себя хорошо, когда ты в гармонии с природой, с духом, со старейшинами, с детьми и со всем, что вокруг, это и есть «Хорошая Жизнь».

Для коренных народов колумбийской Амазонии «Жить Хорошо» это «Возвращение к Малока», что означает «Возвращение к самим себе, к ценности древних знаний, к гармоничным отношениям с окружающей средой. Бытие не индивидуальное, а общинное, в согласии с великими циклами возвращений, когда будущее всегда позади. А прошлое и настоящее вперед, с индивидуальными и коллективными уроками и осознаниями жизненного процесса с незапамятных времен».

В космогонии майя «Жить Хорошо» означает признать, «что Земля это Мать, которая творит жизнь, вскармливает нас, укрывает, внимает нам и заботится о нас. Что вулканы, горы, леса, пещеры, реки, озера, моря, туманы, звёзды и созвездия общаются между собой, с людьми и с нашими предками. Что человек – лишь один из элементов Вселенной. «Жить Хорошо» для народа майя означает ценность уважения, единства и гармонии с природой, с предками, со звездами и с другими людьми разных культур, народов и национальностей».

Для народа эмбера (Панама) «Жить Хорошо» означает иметь землю, воду, жилье, быть в контакте с природой и не загрязнять окружающую среду. Как утверждает Эливардо Мембаче (Elivardo Membache): «Жить Хорошо» - это просто заботиться о том месте, где мы живем. В пуру (в общине) все в безопасности. Не существует идеи накопительства. А если кто-то заболел, старейшины проводят церемонию и поют для больного до тех пор, пока он не выздоровеет».

Для народа куна, живущего на границе между Панамой и Колумбией, «Жить Хорошо» - это работать на земле, как говорит Боливар Лопес: «Я работаю в поле и живу в доме с соломенной крышей, и поэтому европейцы считают, что я бедный, но я не ощущаю себя бедным. Они смотрят со своей колокольни, с точки зрения развития, прогресса, «лучшей жизни». В общине, - продолжил Боливар, - нет нищеты, потому что у всех есть все, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы «Жить Хорошо». В общине все что делается, делается не напрасно».

Мировоззрения всех этих народов на различных языках формулируют и выражают концепцию «Хорошей Жизни». Говоря о «Хорошей Жизни», мы подразумевает сосуществование всего сообщества, не только традиционной общины, уменьшенной и ограниченной взаимодействием между людьми, «Жить Хорошо» или «Хорошая Жизнь» охватывает все формы существования. Не возможно «Жить Хорошо», если кто-то живет плохо или причиняет вред Матери-Земле. «Жить Хорошо» означает понимание того, что повреждение малого есть повреждение целого. А если все свято, то мы взаимодействуем с уважением и ответственностью. Коренные народы получили эти знания от своих предков, как лучшее и величайшее наследие из всего, что можно передать будущим поколениям, знания эти применимы и сейчас, потому что их ценность не подвластна ни времени, ни пространству.

Источник: https://www.facebook.com/comunidad.sariri

Перевод с испанского: Левкова А.В.


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339