![]() ![]() ![]() ![]() |
|||
О языке аймара О народе аймара Об истории аймара Культура. Музыка. Фольклор. Интернет - ресурсы об аймара Счет в аймара Произношение букв Введение. Аймара - это язык, культура, народность, или все сразу? История распространения языка аймара Основные характеристики языка аймара Постулаты языка аймара Пунктуация языка аймара Аймара. Урок 1. Боливийцы стремятся оживить язык аймара через Facebook Словарик с картинками Антология литературы аймара Видео курс языка аймара: предметы домашнего обихода Видео уроки языка аймара: вкусы Видео курс языка аймара: числительные Видео курс языка аймара: уровень 1 Алфавит аймара Цвета на аймара Песни для изучения языка Азы языка аймара Издание исследования "Логические и лингвистических проблемы социальной коммуникации с народом аймара"
Издание "Словарь аймара-русский" Выпуск фильма о культуре аймара AYMARA.SU Единственный русскоязычный ресурс культуры и языка аймара Экспедиции в Боливию Экспедиции в Чили Презентация нового Аймара-Русского издания на встрече с представителями посольства Боливии на ВВЦ, Москва Вечер, посвященный языку и культуре аймара |
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
«Жить Хорошо» - это понятие пришло из мира наших предков, и чтобы вполне осознать его, надо сначала понять мировоззрение древних народов. В космогонии аймара и кечуа все формы существования материи равны и дополняют друг друга, все живет и все одинаково важно. Так и Мать-Земля живет циклами: посевная, сбор урожая, отдых, распашка, удобрение. Равно и Космос живет периодами: день и ночь, так и история складывается из восхождений и падений, так и жизнь состоит из периодов активности и пассивности. Термины «suma qamaña» (аймара) и «sumak kawsay» (кечуа) переводятся как «жить хорошо / хорошая жизнь» или «жизнь в полноте», и, по сути, означают «жить в гармонии и равновесии; в гармонии с циклами Матери-Земли, Космоса, жизни и истории, в равновесии со всеми формами существования». «Жить Хорошо» представляет собой парадигму, которая является общей для многих древних народов; парадигму общинного сознания. Среди различных древних народов, сохранивших древнее мировоззрение и живущих в согласии с ним, можно назвать, например, народ мапуче, населяющий район на границе Чили и Аргентины. «Мапуче» означает «люди земли», то есть те, кто осознают свою принадлежность Земле и интеграцию в пространственную территорию. Для народа мапуче «Жить Хорошо» означает жить без насилия, в любви и приятии, с уважением к Жизни. Для мапуче все формы существования соединены и образуют мир, в котором мы живем: человеческие существа, культура, земля и все формы жизни. Народ колья (территория Аргентины), происходящий от кечуа и аймара, имеет очень похожее мировоззрение. Этот народ считает духовность необходимым условием «Хорошей Жизни». Эулохио Фрийес (Eulogio Friyes), говорит, что общество, о котором мечтает его народ, это такое, где уважают права, нет дискриминации, и широко участвуют все культуры, сосуществующие в Аргентине. «Культуры коренных народов выросли с природой, а не наперекор ей», - утверждает он. «Человек – это земля, которая умеет ходить», - говорит пословица колья. «Жить Хорошо» для народа колья означает поддерживать принципы жизни в гармонии и сообществе. На гуарани «Teko Kavi» означает «Хорошая Жизнь», «Жить Хорошо» и подразумевает уважение к жизни. «Ты чувствуешь себя хорошо, когда ты в гармонии с природой, с духом, со старейшинами, с детьми и со всем, что вокруг, это и есть «Хорошая Жизнь». Для коренных народов колумбийской Амазонии «Жить Хорошо» это «Возвращение к Малока», что означает «Возвращение к самим себе, к ценности древних знаний, к гармоничным отношениям с окружающей средой. Бытие не индивидуальное, а общинное, в согласии с великими циклами возвращений, когда будущее всегда позади. А прошлое и настоящее вперед, с индивидуальными и коллективными уроками и осознаниями жизненного процесса с незапамятных времен». В космогонии майя «Жить Хорошо» означает признать, «что Земля это Мать, которая творит жизнь, вскармливает нас, укрывает, внимает нам и заботится о нас. Что вулканы, горы, леса, пещеры, реки, озера, моря, туманы, звёзды и созвездия общаются между собой, с людьми и с нашими предками. Что человек – лишь один из элементов Вселенной. «Жить Хорошо» для народа майя означает ценность уважения, единства и гармонии с природой, с предками, со звездами и с другими людьми разных культур, народов и национальностей». Для народа эмбера (Панама) «Жить Хорошо» означает иметь землю, воду, жилье, быть в контакте с природой и не загрязнять окружающую среду. Как утверждает Эливардо Мембаче (Elivardo Membache): «Жить Хорошо» - это просто заботиться о том месте, где мы живем. В пуру (в общине) все в безопасности. Не существует идеи накопительства. А если кто-то заболел, старейшины проводят церемонию и поют для больного до тех пор, пока он не выздоровеет». Для народа куна, живущего на границе между Панамой и Колумбией, «Жить Хорошо» - это работать на земле, как говорит Боливар Лопес: «Я работаю в поле и живу в доме с соломенной крышей, и поэтому европейцы считают, что я бедный, но я не ощущаю себя бедным. Они смотрят со своей колокольни, с точки зрения развития, прогресса, «лучшей жизни». В общине, - продолжил Боливар, - нет нищеты, потому что у всех есть все, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы «Жить Хорошо». В общине все что делается, делается не напрасно». Мировоззрения всех этих народов на различных языках формулируют и выражают концепцию «Хорошей Жизни». Говоря о «Хорошей Жизни», мы подразумевает сосуществование всего сообщества, не только традиционной общины, уменьшенной и ограниченной взаимодействием между людьми, «Жить Хорошо» или «Хорошая Жизнь» охватывает все формы существования. Не возможно «Жить Хорошо», если кто-то живет плохо или причиняет вред Матери-Земле. «Жить Хорошо» означает понимание того, что повреждение малого есть повреждение целого. А если все свято, то мы взаимодействуем с уважением и ответственностью. Коренные народы получили эти знания от своих предков, как лучшее и величайшее наследие из всего, что можно передать будущим поколениям, знания эти применимы и сейчас, потому что их ценность не подвластна ни времени, ни пространству. Источник: https://www.facebook.com/comunidad.sariri Перевод с испанского: Левкова А.В. |
Язык аймара: для людей или машин? Язык индейцев создан... компьютером Виракочи Боливия. Обзорная статья Язык аймара и предсказание будущего Легенды аймара. Утурунку. Пачамама: Святая Мать-Земля КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас. Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре. Легенды аймара. Остров Луны. Легенды аймара. Сказание о картошке. Пачакути - Изменение Земли Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками. Язык аймара и измененное состояние сознания. Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара Легенды аймара. Священный лист. Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени Уари, викунья - учитель жизни Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира Аласитас или как приблизить исполнение желаний Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара Зеркало аймара Легенды аймара. Происхождение кинуа Традиционная еда аймара Amuki - ритуал Тишины Костюм аймара: шляпки Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года. Легенды аймара: О сотворении мира Взгляд души Красивая песня на аймара Традиционная музыка народов аймара и кечуа Соляная пустыня в Боливии Культура аймара Несколько фраз на языке аймара Национальный гимн Перу на языке аймара Группа Awatinas песня "Guerrero Aymara" Охрана культурного наследия общины аймара в Боливии, Чили и Перу Вечные мятежники: фильм об истории сопротивления народа аймара Аймара - мир Анд Церемония благодарения Матери-Земли Индейцы аймара празднуют Новый год Кровь Аймара Перуанское чаранго Коренные народы Перу Остров Луны на озере Титикака Койя Райми Поэзия аймара Молитва "Радуйся, Мария" на аймара Лудовико Бертонио Укамау. Первый фильм на языке аймара Карнавал в Оруро, Боливия Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций? Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев Аймара - армяне Южной Америки? Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков 12 октября, День сопротивления коренных народов Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд. Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha) Человек и Кондор К Земле обращаюсь... Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро Боливия поворачивает время Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки Чолита, на подиум! Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии Восстание Тупак Амару II Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура Индейцы аймара не заметили испанцев Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015 Музыкальные инструменты аймара Чакана - сакральная геометрия. Гандбол — не валидол 27 мая. День языков коренных народов Имена детей аймара Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы… 10 заповедей американских индейцев Утренняя песнь Молитва индейцев племени Tiwa Самые эмоциональные люди живут в Боливии Традиционные куклы Боливии Чолиты покоряют Испанию Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi” Традиционные народные танцы в Перу Идолы на берегах Титикаки Тайные туннели озера Титикака Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti) |
|
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети | |||
|
|||
© WEB-издательство «Век информации», 2023 |
|
E-mail: antonledov@gmail.com Тел.: +7 925 514 4339 |