Чолита, на подиум!

В Ла-Пасе возникла первая в истории Боливии и пока единственная в своем роде школа для индианок, мечтающих стать моделями. Обучающихся учат элегантно ходить по подиуму и позировать для фотосъемки. Они слушают курсы по истории моды и современным фэшн-тенденциям. Также они учатся правильно подбирать элементы для традиционного сложносочиненного костюма чолиты, начиная со знаменитой шляпы-котелка и заканчивая миниатюрными туфельками. А еще совсем недавно женщины-аймара (или чолиты), представители одной из народностей, проживающих в Боливии, могли рассчитывать только на низкооплачиваемую работу, им было запрещено посещать рестораны, пользоваться такси и даже появляться в некоторых районах городов, где они жили. С приходом к власти президента Эво Моралеса – также представителя народности аймара – чолиты начали осваивать профессии телеведущих, адвокатов, журналистов.

Говоря о костюме чолиты, мы встречаемся с манерой и стилем одежды, просуществовавшем  более 500 лет, с поиском способов подчеркнуть его красоту и актуальность вплоть до сегодняшнего дня, с собственным аутентичным стилем, с добавлением декоративных элементов, цвета, мягкости, призванных украсить и стать оберегом для современной чолиты, с современными аксессуарами, не уступающими тем, которые в прошлом были доступны только «дамам», «сеньорам» и «сеньоритам».

Современный стиль чолиты из Ла-Паса проявляется в трех конкретных областях: использование косметики; применение импортных тканей для пошива платья; и использование современных ювелирных украшений. Эти три аспекта характеризуют социальный статус чолиты и, участвуя в различных мероприятиях, в традиционных праздниках в течение года, они имеют возможность кокетливо продемонстрировать как свою элегантность, так и стоимость костюма. Кроме того, особый стиль отличает дам, овладевающих новыми профессиями, особенно в последнее время, когда чолиты не чураются никаких специальностей.

Согласно утверждению писателя Антонио Паредес Кандия, из его книги «Боливийская чолита», слово «чола» происходит от испанского «чуло», обозначающего мужчину, помогающего тореадору во время боя быков, отвлекающего животное в тот момент, когда матадор перекидывает плащ. Подруга «чуло» – «чула», «... одета в длинную плиссированную юбку, богато украшенную кружевами и оборками блузу, с накинутой на плечи легкой шалью с цветочной вышивкой, так называемым мантоном из Манилы. Чула очень находчивая и смелая в поведении и высказываниях».

«Мулатка в 16 и 17 веках ... носила одежду, отличающую ее от представителей других сословий. Привычно надевала она костюм из шелка, тафты, бархата ... Ее наряд состоял из юбки, шали, шляпы, приталенного жакета и сапог. В целом, для платья чолы характерна роскошь, красочность и элегантность, что и принесло ему имя «чула», как знак выражение восхищения, а иногда презрения европейских жителей ...», - говорится в книге.

Шляпа, характерная для костюма чолиты («чолита» - уменьшительно-ласкательное от «чола») из Ла-Паса, в прежние времена имела свой собственный статус в рамках общего наряда, бренд и качество имели большое значение; в последние годы шляпа, из-за большой стоимости, стала вожделенной добычей для воров, поэтому многие дамы перестали носить ее ежедневно.

Детали костюма
Шляпа


До 1920 г. шляпы, которыми щеголяли чолиты из Ла-Паса, изготовляли из волокон пеньки, покрывали свинцовыми белилами (препарат из карбоната свинца), на которые позже наносили блестки краской с содержанием серы. С 1920 входят в моду войлочные шляпки-котелки, в основном  импортируемые американскими, итальянскими и немецкими фабриками. Шляпа чолиты из Ла-Паса первоначально имела в высоту 15 см, плоские поля шириной 5 - 6 см, и была преимущественно белого цвета.

Шаль

В прошлом «в Ла-Пасе чола использовала две шали: одну, как правило, тканую из шерсти викуньи, завязывала на груди, а другую накидывала на плечо и закалывала ювелирной булавкой.  Вторая шаль использовалась для утепления, при необходимости ею покрывали плечи и спину, а концы завязывали спереди.  Эта шаль могла быть из шерсти или шелка, сообразно возрасту женщины. Если из шерсти, то мягких тонов; если из шелка, то красиво расшитая причудливым орнаментом. С начала 19 века используются в основном вышитые шелковые шали,  импортируемые из Германии».

В настоящее время большинство чолит в Ла-Пасе заменили теплую шаль на специальный вязаный жакет (иногда свитер), украшенный бесконечно разнообразными орнаментами, связанный самой чолитой или приобретенный в магазине.

Верхняя юбка 

Что касается верхней юбки, или «цыплятницы», надо отметить, что она состоит из четырех складок или ярусов, длинная и толстая, сообразно холодному климату, в котором живет чолита. Еще один важный аспект, который стоит отметить, говоря о юбке, - это качество ткани, из которой юбка сшита: используются как промышленный образцы, так и ткани ручной работы.

Другой аспект, который на протяжении многих лет позволял жительницам Ла-Паса выделиться своим нарядом, - это место, где изготовлена ткань: в сельской местности использовали домотканые образцы (из них селянки шили костюмы), в город же привозили ткани из-за рубежа (и горожанки щеголяли в юбках из промышленных импортных тканей).

Нижние юбки

Кроме «цыплятницы» (верхней юбки), носили также нижние юбки. Исподнее, нижняя юбка или «манкханча» на языке аймара: вторая «цыплятница», нижняя юбка, которая одевалась между верхней юбкой и нижним бельем, шилась в основном из белой ткани (белый холст, лен, хлопок, бязь, или любая другая ткань, но более тонкая, мягкая и легкая, способная  защитить от холода при низких температурах), имела почти такую же форму и длину, что и верхняя юбка, также завязывалась на талии, позволяя заметить дорогие в те времена кружева.

Украшения

Согласно утверждению Антонио Паредес Кандиа, как более века назад, так и до сих пор, украшения являются визитной карточкой чолиты. «Для чолы ее драгоценности – знак ее экономического и социального статуса. До принятия закона об аграрной реформе по ювелирным украшениям чолиты можно было судить, к какому сословию принадлежит женщина», - говорится в книге «Боливийская чолита».

Перево и фото: Анна Левкова

Источник: Боливийская чолита


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339