О языке аймара

Уникальные особенности

Этот язык очень интересен тем, что основан на троичной логике и вследствие этого значительно более выразителен, чем другие языки, которые основаны на двоичной логике.

Умберто Эко в Поиске совершенного языка назвал аймара языком с потрясающей гибкостью, способным к образованию многих неологизмов. Лудовико Бертонио опубликовал Arte de la lengua aymara в 1603 году. Он отметил, что этот язык прекрасно подходит для выражения абстрактных концепций. Аймара придают большое значение факту, наблюдал ли говорящий сам непосредственно описываемые события или нет. Культура аймара подразумевает огромное различие между «видимый/невидимый» и «известный/неизвестный» и считает нужным постоянно подчеркивать такое различие.

В 1860 году Эметерио Вильямиль де Рада утверждал, что это был «язык Адама» (la lengua de Adán). Гусман де Рохас предлагал использовать язык аймара как промежуточный язык при машинном переводе.

Как показал новый анализ языка и жестов аймара американскими учеными, индейцы представляют время наоборот: в воображаемой пространственно-временной шкале будущее для них остается позади, а прошлое ещё только предстоит увидеть.

Аймара — это андский язык, на котором говорят 1 600 000 человек на территории озера Титикака. На аймара говоря преимущественно в Боливии и Перу, хотя носители языка есть ещё в Аргентине и Чили. Аймара и кечуа вместе составляют подгруппу андских экваториальных языков.Изначально письменность аймары была представлена пиктограммами, но позже стала использовать латинский алфавит. Многие жители Боливии понимают три языка: аймара, кечуа и испанский.

Аймара — агглютинативный, полисинтетический язык со сложной морфофонемикой. Сложность грамматики заключается в морфологии. Каждое слово в аймара — это определённая связь корня с каким-либо суффиксом, которых в языке свыше двухсот. В аймара, в отличие от других индоевропейских языков, есть четыре лица. Профессор Хардман в своей работе подсчитала, что все комбинации корней и суффиксов могут насчитывать более 363 394 720 глагольных форм.

Некогда существовала теория о том, что кечуа и аймара имеют общий корень. Был даже назван язык "кечумара", однако позднее стало известно об ошибках в исследованиях и теория перестала привлекать внимание лингвистов.

Итальянский иезуит Людовико Бертоние был первым, кто в начале 16-го века написал труд о грамматике и лексике аймара. Он использовал латинский алфавит для аймара, что стало основой для использования латиницы в аймара последующими исследователями. В 1963 году Элен Росс написала научную работу по аймара на основе современной лингвистики. Её работа заполнила пробелы в более ранних статьях об аймара и стала основой для изучения аймара группой учёных-лингвистов во главе с профессором Хардман ( M. J. Hardman) во флоридском институте.

Язык аймара относится к группе кечумара андо-экваториальной семьи. Диалекты: кольяуайа, хакаручауки, лупака (лежит в основе литературного языка), убина. Распространены также испанский и кечуа языки. Письменность на основе латинского алфавита.

Язык аймара иногда объединяют с языком кечуа. Их сходство описал в XIX в. немецкий лингвист Э. Миддендорф, что послужило основанием для выделения группы кечумара (кечумаранская подветвь андской ветви андско-экваториальной филии, по Дж. Гринбергу). Указывалось и на определенное сходство А. с языками хоканской семьи. Гипотеза о сходстве с полинезийскими языками не доказана.

Аймара - типологически агглютинативный язык суффиксального типа. При помощи суффиксальных морфем образуются богатая падежная парадигма, посессивные формы имен, формы множественного числа (например, auki - «отец», aukinaca - «отцы»), выражаются категории лица, времени, наклонения, залога (churaca - «давать», chura-pj-sna - «мы даем», chura-pj-sma - «вы даете» и т. д.). Имеются элементы инкорпорации (включение местоименного дополнения в глагольный словокомплекс), единая серия корней для личных притяжательных местоимений (прономинальный уноформизм). Фонологическая система представлена 28 фонемами (5 гласных, 3 носовых и 20 ртовых согласных). Оппозиции типа k:q позволяют отнести язык аймара к центральному фонологическому типу (смешанному типу, имеющему черты и тихоокеанского, и атлантического).

Аймара
Страны:

Боливия, Перу, Чили

 

Регионы:

Анды

Официальный статус:

Боливия, Перу

Общее число говорящих:

2,664,800 носителей центрального диалекта, около 400 тысяч носителей южного диалекта.

Рейтинг:

Не внесён

Классификация
Категория:

Языки Южной Америки

Языки аймара

Письменность:

латиница

Языковые коды
ГОСТ 7.75–97:

айм 026

ISO 639-1:

ay

ISO 639-2:

aym

ISO 639-3:

aym — общий
ayc — южный
ayr — центральный



Распространение языка аймара.

Аймара́ (аймара Aymar aru) — язык народа аймара, живущего в Андах. Это один из немногих индейских языков с числом носителей более миллиона человек. На нём говорит около 3,1 миллиона человек. Аймара, наряду с испанским, является официальным языком Боливии. На нём также говорят в Перу, Аргентине и Чили. В древности аймара был, по-видимому, языком империи Вари, территорию которой позднее захватили инки.

Некоторые лингвисты утверждают, что аймара родственен своему более распространённому соседу, языку кечуа. Это гипотеза, однако, оспаривается — хотя между этими языками имеется сходство, большинство лингвистов сходится во мнении, что это сходство объясняется тем, что эти языки долгое время взаимодействовали, занимая одну или соседнюю территорию, а не их родством.

Первая грамматика языка аймара была составлена отцом Лудовико Бертонио в 1603 году, первый словарь — им же в 1608 г.

Аймара — агглютинативно-полисинтетический язык с порядком слов SOV.

Этимология

Утверждение о том, что слово «аймара» происходит из аймарских слов «jaya» (предок) и «mara» (год, время), с высокой степенью вероятности ошибочно. Действительная этимология остаётся неясной, дискуссию на эту тему можно найти в книге Lingüística Aimara уважаемого перуанского лингвиста Родолфо Cеррон-Паломино (2000: pp. 34-6). См. также его статью 2007 года в бюллетене перуанской академии языков .

Письменность

Язык аймара использует латинский алфавит: А а, Ä ä, Ch ch, Chh chh, Ch’ ch’, I i, Ï ï, J j, K k, Kh kh, K’ k’, L l, Ll ll, M m, N n, Ñ ñ, P p, Ph ph, P’ p’, Q q, Qh qh, Q’ q’, R r, S s, T t, Th th, T’ t’, U u, Ü ü, W w, X x, Y y

Фонология

В языке аймара три гласных звука (/a i u/, для которых различают две степени долготы. Высокие гласные понижаются до средних перед увулярными согласными и после них (/i/ → , /u/ → ).

Что касается согласных, то они в аймара могут быть лабиальными, альвеолярными, палатальными, велярными и увулярными. Звуки не оглушаются (например, нет разницы между и ), но каждая согласная имеет три формы: простая (без придыхания), глоттальная, и с придыханием. В аймара имеется вибрирующее /r/, и различие альвеолярный/палатальный для носовых и латеральных звуков, а также два полугласных (/w/ и /j/).

Ударение обычно ставится на предпоследнем слоге, но за счёт длинных гласных может сдвигаться.

Языковая семья

Происхождение

Часто считают, что аймара произошёл от языка, на котором говорили в Тиуанако, на том основании, что это современный язык индейцев этой области. Хотя это и нельзя утверждать с уверенностью, однако большинство специалистов в настоящее время полагают, что язык аймара распространился на юг, в область Тиуанако, из области своего первоначального распространения в Центральном Перу, позднее. Предполагается, что именно аймара был основным языком государства Уари, а в Тиуанако говорили на ныне вымершем языке пукина. Топонимы на языке аймара присутствуют севернее до Центрального Перу и, конечно, на Альтиплано.

Ближайшие родственники

Аймара в действительности лишь один из коренных языков этой области, другой из существующих до наших дней — хакару/кауки. Эта языковая семья была установлена исследованием Марты Джеймс Хардман де Батиста по лингвистической программе университета Флориды. На языках хакару и кауки говорят общины в районе Тупе, деревне Яуйос в департаменте Лима в центральном Перу. На языке хакару говорят около 3 тысяч человек, почти все испаноязычные билингвы. На вымирающем языке кауки говорят в основном старики в очень маленькой соседней общине. Доктор Хардман первонально классифицировала языки хакару и кауки как довольно сильно отличающиеся друг от друга, но более поздние исследования показали, что это два диалекта одного языка.

Название этой языковой семье ещё не дано. Доктор Хардман предложила название ‘хаки’, в то время как перуанские лингвисты предложили другие названия. Алфредо Тореро использовал термин ‘ару’ (‘речь’); Родолфо Серрон-Паломино, в свою очередь, предложил распространить термин ‘аймара’ на всю семью, разделённую на две ветви, южные (или Альтиплано) аймара и центральные аймара (то есть хакару и кауки). Каждое из этих трёх предложений имеет своих последователей среди андских лингвистов.

Дальнейшее родство

Аймара (вместе с хакару и кауки) часто объединяют с кечуа в языковую группу кечумара. Действительно, более трети словарного запаса в этих языках совпадает, есть некоторые совпадения и в грамматике, однако для реконструкции общего предка этих данных пока недостаточно. В дальнейшем кечуа и аймара многие лингвисты сближают с языками мапуче (арауканскими) в андскую семью, а затем с аравакскими языками и языками тупи-гуарани в андо-экваториальную надсемью и включают в америндскую макросемью.

История развития языка

По сведениям кипукамайоков (1542) в империи инков Тауантинсуйу аймара был официально признанным региональным языком, что было зафиксировано законом при Виракоче Инке (XIV-XV века) следующей территорией:

И, от Канов и Канчей, вверх, до границы Чаркас и всего Кондесуйо, он дал им в качестве главного языка — язык аймара, поскольку он очень распространён и лёгок.

— Хуан де Бетансос, кипукамайоки Кальапиньа, Супно и др. Сообщение о Происхождении и Правлении Инков

География распространения

В Боливии на этом языке говорят 2.256.000 человек, в Перу — 732 тысячи, в Чили — 53.200 и в Аргентине 41.300 человек.

Язык имеет несколько диалектов. На центральном говорят в Ла-Пасе, Боливия, от границы с Перу до города Пуно к югу от озера Титикака и в провинциях Уанкане и Мохо к северу от озера Титикака в департаменте Пуно в Перу, на северо-востоке Чили и на западе провинции Сальта на северо-западе Аргентины. На южном диалекте говорят 227 тысяч человек в перуанских департаментах Мокегуа и Такна и 160 тысяч человек в Боливии. Диалект карангас в Аргентине (30.700 человек), возможно, идентичен южному. В отличие от кечуа диалектные различия аймара не носят сильно выраженного характера, взаимопонимание между носителями разных диалектов практически полное.

Литература

  • Núñez, R., & Sweetser, E. With the Future Behind Them : Convergent Evidence From Aymara Language and Gesture in the Crosslinguistic Comparison of Spatial Construals of Time. Cognitive Science, 30(3), 1-49.

Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339