Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки

Из глубины народной памяти, суть Альтиплано... Щедрый, земной, дарованный священным озером Титикака, символический, мистический, религиозный, языческий, возбуждающий, синкретический, божественный – все это танец «капоралес»... Соперничество между Пуно (Перу) и Боливией имеет долгую историю ... Боливия! -  этот танец света твой, Перу! – он и мой родной. Я надеваю самоцветы и жемчуга, в то время как ты облачаешься в костюм черно-белого эстампа, ты готовишь свои гипсовые маски, а я полирую свои леденящие, из чистого металла... Ты танцуешь в моей, боливийской, группе?! Да, но и ты приклеился к моей «Супер Пуно»... И то и это... И история никогда не заканчивается.

Очевидно, что индейцы и Пуно, и Боливии происходят от одного корня; их история – долгий период подлинно симбиотических отношений, взаимопроникновения и поддержки друг друга.

Капоралес - детище боливийский музыкантов, но его происхождение, «музыкальная родословная», является предметом бесконечных перуано-боливийских споров, дело в том, что ритмические основания – танец «тундике», исполняли в Пуно, и «сайа» - в Боливии, и оба эти танца имеют афро-андское происхождение. Известный исследователь перуанского фольклора замечает: «В Пуно нет ничего чисто боливийского». Однако мы должны признать, что благодаря работе боливийских музыкантов, братьев Эстрада Пачеко, в 1969 году появилось это современное переложение древних танцев, переложение, вобравшее в себя сущность церемоний предков. В конце концов, коренное население обеих стран имеет общую историю.

Первоначально танец исполняли чернокожие рабочие, привезенные в колониальную эпоху из африканских земель в основном для работы на золотых, серебряных приисках и в шахтах по добыче драгоценных металлов, расположенных в основном в высокогорных зонах Боливии и Пуно. Это была тяжелая работа черных рабов, а окружали их простые, иногда кокетливые местные девушки, чолиты (дети смешанных браков) и африканские женщины. С самого начала это был мультирасовый, многонациональный танец.

По моде того энергичного времени, мужчины изначально носили широкополые шляпы, мешковатые рубашки, широкий кожаный пояс, брюки военного образца, сапоги и кнут; в то время как женщины надевали блузки с широкими рукавами, многослойные многоярусные юбки и шляпы типа Борсалино, которые также называют "шляпка чолиты". Со временем, под влиянием моды и новых социальных тенденций, костюмы изменились, добавился блеск, появились символы братства, юбки стали короче, демонстрируя больше, чем можно себе представить, волнительно погружая в аллегорию и магию. Щедрость одежды и аксессуаров погружает нас в историю, которая многое о нас говорит: мы любим свое настоящее, но история нас пьянит, мы счастливы жить сейчас, но некоторые вещи из прошлого не можем забыть, и, в любом случае, нам нравится быть актуальными.

Что касается впечатляющей хореографии, мужчины щеголяют поворотами, неожиданными жестами, проходками, акробатическими прыжками, сопровождаемыми возгласами удали и эйфории; в то время как женщины подчеркнуто выражают свою женственность и чувственность  грациозными движениями.

Уже десятки лет капоралес широко распространен во многих странах Латинской Америки, его танцуют во время праздника благодарения Богоматери Канделария в Пуно (Перу), во время знаменитого Карнавал в Оруро (Боливия), на проспекте Ивазета в Сальте (Аргентина) или во время торжеств в честь Святого Петра в Антофагасте ... Без сомнения, это танец, который объединяет наш континент.

Капоралес - это не мода, это особая пульсация Андского сердце в такт африканских барабанов, способ видеть мир, постоянный труд под компас, выбиваемый металлическими кольцами цепей, нарушающий сонную тишину целого народа; капоралес дарит наслаждение взгляду, увлеченному созерцанием бархата, самоцветов, блесток и жемчуга, летящих от неистовых импульсивных движений до того невозмутимой талии, в то время как кисточки женских кос почти касаются вашего тела. Капоралес - это ликование для зрителей и еще больше наслаждение для тех, кто танцует.

Не этот ли ветер, что принес меня к Вам?
Не этот ли ритм, что никогда не исчезнет?
Не этот ли зов, что снова ведет нас?
Как двадцать лет назад, так и вчера, не могу не танцевать в Оруро.

Автор: Фрида Родас

Перевод и фото: Анна Левкова

Источник: Бриз озера Титикака


 


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339