Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара

Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара

1. Сику, музыкальный инструмент.

Сику – древний музыкальный инструмент, «музыка ветра» в пре-инковских и инковских культурах Андского Альтиплано. В настоящее время широко распространен в высокогорной части Боливии, Перу, на севере Чили и Аргентины.

Согласно исследованиям археолога из Куско Луиса Барредас Мурильо (Luís Barredas Murillo), инструмент появился в до-керамическую эпоху; а согласно археологическим данным, предоставленным Чавес Байон (Chávez Ballón), свидетельства об интенсивном использовании сику обнаружены между горизонтами Чавин (Chavin, 900 г до н.э – 200 г до н.э) и Тиауанако (Империя со столицей Тиауанако, 300 г до н.э – 300 г н.э), начиная с религиозных церемоний народа Койя, инструмент используется до настоящего времени. Наконец, следует подчеркнуть, что в историческом прошлом сику использовался во всех социальных, религиозных, политических и военных церемониях; поэтому и сегодня, сику всегда можно услышать на народных праздниках, таких как крестины, свадьбы и, разумеется, на религиозных церемониях, таких, как Праздник Чакана (Майский Крест), и других обрядах, посвященных покровителям и защитникам жителей Альтиплано.

Сику как музыкальный инструмент изготавливают из нескольких трубочек различных калибров длины и диаметра, сделанных способом «флейты», получается инструмент без «поддува», состоящий из тростниковых трубок, который подвергают процессу трансформации (обработка состоит в подстраивании флейт до определенных тонов, а стволы самых крупных флейт обрабатывают горячим парафином), и, в результате, сику превращается в музыкальный инструмент. Таким образом, инструмент сику состоит из небольших труб, издающих высокий звук, и больших, звучащих басом, составленных в ансамбль наподобие флейты Пана, и традиционно известен как Чака Сику (Chaka Siku); исторически связан с понятием Андского креста: Чакана (на аймара: Chakana), так как расположение труб от меньшей к большей, ступенями слева направо, в руках музыканта напоминает квадратный (Андский) крест.

Если рассмотрим внимательно любую сику, то увидим, что сопла каждой трубочки аккуратно срезаны «по макушке», а на нижних концах оставлены обычные природные перекрытия тростниковых трубок, что позволяет регулировать интенсивность подачи воздуха. Конструкция позволяет открывать одни трубки (сопла сверху) и закрывать другие (дно), отождествляя каждую дудочку с отдельным «певцом»; таким образом, в конструкции сику использованы законы акустики; и в большинстве случаев инструмент может быть тонко настроен и издает чистый гармоничный звук.

2. Сику: происхождение названия и связь с сакральным смыслом использования инструмента.

Свидетельства, полученные в общинах аймара, разнообразны. Пожилой исполнитель, «сикури» (sikuri), из группы Grupo Hach’a Sikuris,  провинция Мохо - Пуно, говорит следующее: (на аймара) "Sikunakaja walysuma sikt'asiñapa, irampi arkampi, jaqthapisiñapa", - "Сикхури должны погружаться в вопросы мироздания в великой гармонии между Ира (на аймара: Ira, идущий впереди) и Арка (на аймара: Arka, идущий следом)". (Апрель, 1988).

В результате, единство двух блоков сику работает как обмен вопросами - ответами, как в случае непрекращающегося гармоничного диалога между двумя людьми; вопросы Ира сику превращаются в ответы Арка сику, ответы Арка сику, в свою очередь, снова становятся вопросами; таким образом, из вопросов и ответов Ира и Арка, получается диалог, скрепленный музыкальными нотами, издаваемыми обеими частями инструмента. На аймара это называется: "Irampi Arkampi, jaqthapisiñapa" (взаимный обмен между звуками Ира сику и Арка сику), техника музыкального диалога, ансамбль двух частей мироздания, проявленный исполнителем сикури через две части инструмента. Таким образом, если сущность диалога состоит в вопросах и ответах, то и в музыкальном произведении для сику звуки чередуются, словно в постоянном диалоге.

Чтобы выяснить происхождение слова сику, обратимся к языку аймара севера региона Пуно; и в соответствии с приведенными выше аргументами о технике музыкального диалога, слова языка аймара, точнее всего описывающие процесс, это “Sikt’asiña” (вопрошание), или "Sikhum" (вопрос), происходят от глагола "Sikht'aña", что в переводе на русский означает  «задавать вопрос». 

Автор: Rubén Darío Apaza Añamuro, антрополог, Пуно; перевод: Анна Левкова

Источник: Scribd

3. Легенды о появлении сику.

В провинции Италаке (Italaque, Боливия, к северо-востоку от озера Титикака) рассказывают, что однажды старик, чтобы упокоить беспрерывно плакавшего младенца, срезал соломину. Подул в нее, послышалась нота, потом другие. Так родилась сампонья или сику (на аймара).
Другая легенда рассказывает о крестьянине, который, возвращаясь поздно домой, услышал, как ветер посвистывает в зарослях тростника у ручья. Ему захотелось унести с собой этот звук, и крестьянин срезал несколько трубок и в тиши дома настроил из них первую сику.
Классическую легенду о появлении флейты Пана также повсеместно рассказывают в Андах. В одном из сюжетов "Метаморфоз" Овидия  читаем: Аркадскую (Греция) нимфу-охотницу по имени Сиринга преследовал Пан. Спасаясь бегством, она умоляла Землю помочь ей, и была превращена в тростник, из которого Пан сделал свою свирель - пастушью флейту и назвал ее "Сиринга".  

В провинции Италаке (Italaque, Боливия, к северо-востоку от озера Титикака) рассказывают, что однажды старик, чтобы упокоить беспрерывно плакавшего младенца, срезал соломину. Подул в нее, послышалась нота, потом другие. Так родилась сампонья или сику.

Другая легенда рассказывает о крестьянине, который, возвращаясь поздно домой, услышал, как ветер посвистывает в зарослях тростника у ручья. Ему захотелось унести с собой этот звук, и крестьянин срезал несколько трубок и в тиши дома настроил из них первую сику.

Классическую легенду о появлении флейты Пана также повсеместно рассказывают в Андах. В одном из сюжетов "Метаморфоз" Овидия читаем: Аркадскую (Греция) нимфу-охотницу по имени Сиринга преследовал Пан. Спасаясь бегством, она умоляла Землю помочь ей, и была превращена в тростник, из которого Пан сделал свою свирель - пастушью флейту и назвал ее "Сиринга".  

Источник: Земля ветров

Сику - музыкальный инструмент индейцев аймара. Доклад на семинаре "Гайавата" 18 октября 2015 года.





Звучит Сику, Comunidad Santiago Marka - Jacha Sikus:

 

 


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339