Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара

Возвращение силы предков.

 360x260___1383557919_winya_pacha_2.jpg

             360x260___1383557929_winya_pacha_3.jpg  360x260___1383557936_winya_pacha_4.jpg  360x260___1383557944_winya_pacha_5.jpg  360x260___1383557953_winya_pacha_6.jpg


В дни празднования Виньяи Пача (Wiñay Pacha), сегодня известного как «День Всех Святых», хочу поделиться некоторыми уроками моей бабушки. Помню, много лет назад, когда мы с бабушкой подготавливали особенное место в доме, алтарь в честь наших предков, она придавала значение каждой детали, выполняла все очень аккуратно и с любовью. Пекла специальный хлеб, «t’ant’awawas», готовила угощение, фрукты, воду, чтобы поместить все это на четырех уровнях, и одновременно объясняла мне: первый уровень называется «Mach’aq Ajay Apjata», что означает «угощение для нового духа», и предназначен для близких, ушедших в течение последнего года. Второй уровень называется «Taypi Ajay Apjata», что означает «дух, находящийся в середине перехода», и предназначен для близких, которые уже два года как покинули этот мир. Третий уровень, «Tucut Ajay Apjata», означает «дух, заканчивающий переход», и адресован близким, проходящим третий год внеземного существования. И наконец, четвертый уровень называется «Wiñay Marka», «угощение для тех, кто живет в Стране Вечности», и предназначен для близких, ушедших четыре и более лет назад. Как объясняла моя бабушка, дух, который отправляется в путешествие в Страну Вечности, в течение первых трех лет все время движется, и на четвертый год приходит к «Wiñay Marka». Но в наше время, когда все измерения соединяются воедино, мы можем встретиться со всеми существами, живущими в Стране Вечности, единственное, что мы обязаны сделать, это принять их с благодарностью.

Бабушка говорила: «Все, чему я учу тебя, мне передали мои родители и деды, и они поручили и мне продолжать обучение, поэтому и ты должен учить своих детей всему, что узнал, вкладывая чувство и истину в каждое слово. Теперь зажжем свечи, потому что Они уже с нами». И мы замолкали. Я рад был узнать, что мы были не единственные, кто так относился к предкам, прежде было много семей, чествовавших своих прародителей. Мои дедушка и бабушка проводили «phukhachaña» - ритуал соединения и общения с предками. Помню, как они стояли, подняв раскрытые ладони к плечам; в глазах отражалось глубокое уважение и признательность; они называли одно за другим имена предков, стараясь вспомнить всех и пригласить даже незнакомых («uñt’at jan uñt’ata»), тех, о ком уже некому вспоминать.

Теперь моя очередь сооружать алтарь и встречать души предков, вспоминая наставления моей бабушки. Однажды, во время посевной, бабушка спросил меня, показывая картофелину: «Что видишь?» Я ответил: «Картофелина». Но она настаивала: «А что еще?» «Ну, может быт, можем приготовить из нее еду». «Да, разумеется, но кроме всего прочего, это семя, которое может многих накормить в будущем; даже если мы сейчас ее съедим, она не перестанет быть семенем, которое может накормить много поколений. Это гораздо больше, чем просто картошка; это семя, которое породит тысячи картофелин. Никогда не смотри только на сегодняшний день, нужно всегда стараться увидеть с точки зрения всех времен. Наши дедушки и бабушки сеяли, глубоко чувствуя свое время и много иных времен, поэтому, хотя сейчас они находятся в далеких временах, их слова и наставления живут в вечности. Они старались принести пользу не только своим современникам, но желали хорошей жизни для всех, в том числе для нас, их детей, внуков; мы их глаза, их голос и их сердце». Она объясняла мне, что каждое семечко это начало многих плодов; семя создает жизнь, поэтому, никогда не следует пренебрегать или попусту транжирить плоды и семена. Также и каждый человек, каждое растение, каждое животное являются важной составляющей баланса жизни, роль каждого важна, и мы не имеем права умалять значение работы кого бы то ни было, поскольку все в мире, как дети, суть семена великого творения.

Вспоминаю также разговоры с моим дедом и благодарю его за уроки жизни; мой дедушка сказал мне однажды, что его цель - не научить меня жить, но научить меня умирать, «потому что если познаешь смерть, познаешь жизнь». «Жизнь это Священное путешествие, и опыт этого путешествия очень важен не только для нас, но и для всех других; мы не можем только пересекать время, но должны двигаться во времени, облечься во время как в платье, быть частью истории и жизни и предаваться этому всем существом, без опасения, без страха смерти». Сегодня, вспоминая эти слова, я испытываю чувство благодарности к моим дедам, и родителям, и прадедам, и всем мои предкам, и это чувство не только мое личное, но и моих предков, являющихся частью меня и передающих мне это понимание мира. Не только сейчас, в ноябре, мы можем остановиться и «связаться» с нашими предками, но сейчас время для пересмотра и обновления равновесия и гармонии, поиска самоопределения и силы, а наши предки – это наша сила.

Fernando Huanacuni Mamani

Источник: https://www.facebook.com/comunidad.sariri

Перевод:  Левкова А.В.

  360x260___1383557961_winya_pacha_7.jpg


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339