История распространения языка аймара

История распространения языка аймара.

Доисторическое распространение аймара.

Археологические и лингвистические доказательства (топонимы, а также хроники испанских летописцев) указывают на распространение языковой группы аймара в доисторические времена даже на большей территории, чем в 20 веке, от Лимы и Анкаша на севере (и, таким образом, возможны, взаимоотношения с культурой Чавин), на части побережья современного Перу, в регионе Куско (слово «Куско» происходит из аймара) и Апуримак (включая провинцию Аймараес), по всей центральной части Перу и до юга современной Боливии.

 Аймара как «секретный язык» инков.

Различные источники свидетельствуют, что элита инков использовала определенный диалект аймара (с некоторым влиянием пукина) в качестве «секретного языка» (см. Серрон 1999, 2004; Тореро 1994, 2002). Песни, собранные Бетансос на этом языке, также характеризуется сочетанием аймара и, возможно, пукина.

Версия песни, записанная Серроном, в современной транскрипции:

Inka Yupanki, intin yuqa,

Инка Упанки, сын солнца,

Sulay malka, chimpulayi,     

Кукурузе завязывает кисточки

Sulay malka, axsulayi.

Кукурузу обряжает в тунику

Ha, waya waya, ha, waya, waya!

А, вайя, вайя, а, вайя, вайя!

 «Двигатели» экспансии аймара.

 Итак, нерешенный вопрос современных исследований по истории лингвистики - поиск факторов или «двигателей» распространения языка аймара в доисторические времена (аймара смог заменить собой другие языки, прежде всего пукина, в регионе Титикака и южнее), а также обратного процесса - сокращения территории, где население говорит на аймара, в доисторическое и современное время (Хеггарти, 2008). Ответ на этот вопрос должен быть согласован с историей языковой группы кечуа, поскольку часто за территориальным распространением аймара незамедлительно следовало распространение кечуа, и, таким образом, их истории тесно взаимосвязаны.

 Кроме того, еще одна тема дебатов в области исторической лингвистики Анд - генетическое родство между аймара и кечуа. Несмотря на существование теории о возможном праязыке, так называемом «кечумара» (Серрон 1994), современные данные говорят более в пользу теории конвергенции, утверждающей, что сходные аспекты - фонологическая и грамматическая системы - обусловлены длительным сосуществованием языков (вплоть до тысячи лет) на одной территории.

Теории происхождения аймара.

В последние десятилетие велась оживленная дискуссия о происхождении языка аймара, в основе которой лежат три теоретических положения. Альфредо Тореро (1972) и его последователи видели происхождение этого языка в центральной части Перу, и, следовательно, дальнейшее распространение аймара шло из этого региона; Тереза Гисберт (1987) и другие, основываясь на хрониках испанских летописцев, предполагали, что язык рождается на юге (регион Копиапо), и распространяется на север; в то же время Люси Бриггс (1994) защищал теорию распространения языка из ядра - Тиуанако.

 По данным большинства современных исследований, археологических и лингвистических, обе языковые группы, кечуа и аймара, происходят их одного региона, ныне являющегося центральной частью Перу (Хеггарти, 2008). Скорее всего, языки появились в горах, хотя Тореро и Серрон высказались за прибрежные территории (Серрон, 2003; Тореро, 2002). Археологически, признается возможность происхождения обоих языков от единого прото-языка, использовавшегося  в таких местностях как Карал-Супе (3000-1600 до н.э.) или, возможно, Чавин (900 до н.э. - 200 н.э.) (Серрон, 2003). В пользу этой теории говорит явное культурное и географическое единство, обнаруженное археологами в раннем историческом периоде на обширных территориях, которое, кроме того, могло способствовать экспансии обоих языков. Тореро (2002) также предполагает, что на прибрежных территориях, таких как Наска и Паракас, использовалась ранняя форма аймара, и что именно оттуда язык распространился на север в регион Яуйос и на юг в Айякучо.

 Кроме того, существует культура Уари (550-1000 н.э.), относящаяся к среднему историческому периоду, которой отдается предпочтение среди ученых, во главе с Тореро, как двигателю значительного распространения аймара в качестве основного языка, как на севере, так и на юге. Возможно, это распространение языка обязано пастухам и погонщикам караванов лам, осуществлявшим торговлю между центром Уари и периферийными поселениями, и, как следствие, вовлечению крестьян кечуа с их новыми методами ирригации и террасного земледелия в выращивании кукурузы. Однако, падение Уари привело к сокращению территории аймара с приходом кечуа. Серрон (2000) говорит о третьей волне экспансии аймара на юг, занятый кечуа, в середине позднего исторического периода, из региона Аймараес в Апуримак (который также мог бы дать название аймара), но не дает детального рассмотрения причин этого распространения. В конце позднего исторического периода процесс экспансии усиливается, и с приходом инков, аймара широко используется на двух территория, к северу и к югу от центра.

 Многие исследования и даже новые обобщающие работы Хеггарти, упускают из виду проблемы этногенеза аймара, особенно одну очень важную позицию, а именно: они стремятся найти взаимосвязь между единым языком и единой культурой, в то время как на самом деле, с большой вероятностью, андские сообщества были многоязычными. Но некоторые последние археологические исследования микроэволюции населения аймара учитывают эту точку зрения. Например, в исследованиях Диттмар (1996 год), Ротхаммер и других (2004), останки древних жителей поселений, расположенных на территориях, где говорят на аймара по сей день, сравниваются с другими индейскими захоронениями Южной Америки. Результаты анализа ДНК весьма интересны, хотя являются предварительными и получены на небольшом количестве образцов. Например, выявлено значительное антропологическое разнообразие аймара. Диттмар показывает, что существовало, по крайней мере, три ветви представителей, говорящих на аймара. Одни пришли с севера, из горных районов центральной части Перу, чтобы занять прибрежные территории озера Титикака, хотя боливийские аймара также имеют сходство и с некоторыми племенами Амазонки. Другие пришли с юга, из бразильской Амазонии, и поселились к востоку от озера Титикака. И третьи пришли с северо-запада Аргентины и поселились в средней части озера Титикака. Некоторые группы аймара продолжали миграцию из бассейна озера до предгорий Кордильер и северных долин, ныне территория Чили, и смешались с коренным населением побережья и, позднее, с испанцами. На самом деле, генетическая структура чилийских аймара-говорящих представителей значительно отличается от аймара Перу и Боливии (что подтверждает Ротхаммер и другие), и среди них гораздо больше метисов. Эти данные также указывают на то, что некоторые группы аймара смешались с населением Тиуанако.

Если этот новый археологический подход верен, то мнение каждой группы ученых, при всей разнице взглядов на вопрос происхождении аймара, является правильным. Кроме того подтверждается, что аймара не были единым народом, но объединяли население различных деревень, говорящих каждая на своем диалекте.

 Аймара и цивилизация Тиуанако.

 Обсуждение этого вопроса актуально, прежде всего, в контексте определения лингвистической принадлежности жителей Тиуанако (около 200-1200 н.э.). Эта цивилизация традиционно ассоциируется с аймара, особенно в сознании представителей народа аймара, проживающих в регионе, и, кроме того, существенную роль сыграли националистические интересы археологов, связанных с боливийской революцией 1953, стремившихся найти исторический фундамент для национальной идеи в целом. Однако, многие лингвисты, (в том числе Тореро и Серрон) высказывают иное мнение и утверждают, что в Тиуанако, более вероятно, разговаривали на языке пукина, и только на последних этапах существования этой цивилизации отмечается присутствие народа, говорящего на южном диалекте аймара. Аргумент лингвистов состоит в том, что этот диалект аймара достаточно специфичен, что не позволяет уверенно говорить о его появление на юге Альтиплано ранее периода позднего средневековья.

 Однако и среди историков также бытует мнение, что тиуанакцы происходят из аймара, что их предки пришли с Титикаки, и именно каменщики Тиуанако позже основали Куско. Эти взаимоотношения между предполагаемыми местными жителями и группами последующих захватчиков в регионе Куско, вероятно, могли породить противостояние алкауиса-инки, упоминаемое Дувиолсом (1997).

Источник: Институт языка и культуры аймара, Боливия, http://www.ilcanet.org/

Перевод с испанского Левкова А.В.

 

 


Язык аймара: для людей или машин?
Язык индейцев создан... компьютером
Виракочи
Боливия. Обзорная статья
Язык аймара и предсказание будущего
Легенды аймара. Утурунку.
Пачамама: Святая Мать-Земля
КОЙЯ РАЙМИ - праздник избранных или фестиваль ньюстас.
Месяц Пачамамы. Паломничество в Кумбре.
Легенды аймара. Остров Луны.
Легенды аймара. Сказание о картошке.
Пачакути - Изменение Земли
Виньяи Пача, праздник воссоединения с предками.
Язык аймара и измененное состояние сознания.
Виньяи Пача, рассказы бабушки аймара
Легенды аймара. Священный лист.
Легенды аймара. Мифы и пророчества о Новом Времени
Уари, викунья - учитель жизни
Язык аймара: как структура языка отражает способ восприятия мира
Аласитас или как приблизить исполнение желаний
Легенды аймара: Экеко - бог изобилия и счастья
Легенды аймара: Легенда о цветке кактуса
Музыкальный инструмент Сику и мировоззрение аймара
Зеркало аймара
Легенды аймара. Происхождение кинуа
Традиционная еда аймара
Amuki - ритуал Тишины
Костюм аймара: шляпки
Шаманы аймара. Структура церемонии на примере встречи Нового года.
Легенды аймара: О сотворении мира
Взгляд души




Молитва "Радуйся, Мария" на аймара
Лудовико Бертонио
Укамау. Первый фильм на языке аймара
Карнавал в Оруро, Боливия
Остров Парити на озере Титикака, церемониальный центр древних цивилизаций?
Переплетение культур. Христианство и древние боги индейцев
Аймара - армяне Южной Америки?
Жить Хорошо или Хорошая Жизнь - философия предков
12 октября, День сопротивления коренных народов
Мировоззрение американских индейцев глазами К.Г. Юнга
Випала (Whipala): тысячелетний символ Анд.
Эрнан Пас (Hernan Paz): Фотопроект Кайя Пача (Kay Pacha)
Человек и Кондор
К Земле обращаюсь...
Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро
Боливия поворачивает время
Боливия: В Эль-Альто создан маршрут современной архитектуры индейцев аймара
Капоралес – современный и древний танец коренных жителей Латинской Америки
Чолита, на подиум!
Эво Моралес выиграл президентские выборы в Боливии
Восстание Тупак Амару II
Секрет долголетия 123-летнего Кармело Флорес Лаура
Индейцы аймара не заметили испанцев
Воскрешение Пепино - начало Карнавала в Ла-Пасе
Эво Моралес прошел обряд благословения аймара перед инаугурацией
Красочный маршрут знаменитого Карнавала в Оруро - 2015
Музыкальные инструменты аймара
Чакана - сакральная геометрия.
Гандбол — не валидол
27 мая. День языков коренных народов
Имена детей аймара
Когда приходит грусть, заплетай волосы в косы…
10 заповедей американских индейцев
Утренняя песнь
Молитва индейцев племени Tiwa
Самые эмоциональные люди живут в Боливии
Традиционные куклы Боливии
Чолиты покоряют Испанию
Шахматы аймара или игра “Tiwulampi uywampi”
Традиционные народные танцы в Перу
Идолы на берегах Титикаки
Тайные туннели озера Титикака
Паломничество Койор Рити (Qoyllor Riti)
Главная | Литература | Контакты | Наши банеры | Благодарим! | Аймара в сети

 

 

© WEB-издательство
«Век информации», 2017
    Яндекс цитирования E-mail: antonledov@gmail.com
Тел.: +7 925 514 4339