Язык аймара и предсказание будущего

Логика языка аймара способствует развитию футоролигии.


Исследователь Иван Гусман де Рохас создал алгебраический инструмент, который, будучи запрограммирован, позволяет делать выводы о сценариях будущего.
Футурология это искусство и наука. Но это не гадание. Она позволяет выстраивать сценарии будущего в любой области жизни с целью проанализировать их и принять меры в настоящем, чтобы получить наилучший результат в будущем. «Она занимается,  - объясняет инженер Иван Гусман де Рохас, – не только предсказанием того, что может произойти, но и позволяет увидеть, какие события сформируют будущее, как они, развиваясь, вызовут новые цепочки событий, которые, будучи связанные воедино, образуют сценарий».
В последние годы в США вопросам сценарного планирования также уделяется большое внимание, утверждает Гусман де Рохас. «Существенные успехи достигнуты главным образом в промышленности», поскольку «главной проблемой в эпоху глобализации является предсказание будущих событий с целью анализа адекватности инвестиций в различные отрасли».

Способность предвидеть события зависит не от интуиции, а от «внимательного изучения не только существующих тенденций, но и методики, которая позволяет увидеть возможные сценарии и способы повлиять на их развитие для предотвращения катастрофы».

Такую методику и предлагает исследователь, апеллируя к логике языка аймара, алгебраически формализованной и преобразованной в формы, доступные для прикладных вычислений.

Почему же разговор идет о логике аймара, а не просто о логике?

Работа боливийца в области лингвистики и логики аймара не новость. В 1982 году Исследовательский Центр Международного Развития Канады уже проявлял интерес к его рукописи о логико-лингвистических проблемам социальной коммуникации с народом аймара. Текст был опубликован на испанском, английском и французском языках, распространяя результаты исследования трехвалентной логики, лежащей в основе синтаксиса языка аймара.

В этом труде Гусман де Рохас собрал информацию о логике построения условных высказываний на аймара, о способе управления соединительными словами, модальностями движения и «мое внимание привлекло существование высказываний, которые не описываются двумя критериями истинности, да или нет аристотелевской логики, но используют вероятностные схемы».

В аймара «систематически используются модальные формы, это особенно ясно видно в выражениях, содержащих суффикс -chi и наречие imaj». Таким образом, выражения сомнения в языках аймара  и испанском существенно различаются. «Например, говоря «возможно будет дождь», сомневающийся склоняется в сторону «да, дождь», в то время как выражение «возможно не будет дождя» ближе к «нет». В аймара «выражение imajjalchi (jal – корень, обозначающий «дождь») содержит сообщение, что дождь может быть, а может и не быть, то есть выражение сомнения симметрично, события равновероятны». Добавление суффикса привело к уравниванию вероятностей событий.

Другой необычной особенностью языка аймара являются формы отрицания. Анализируя различные случаи, автор пришел к заключению, что «суффиксы управляют степенью достоверности высказываний». Это означает, «что модальная логика не ограничивается оперированием двумя критериями истинности, утвержденными Аристотелем несмотря на то, что они не описывали проблем, связанных с высказываниями о будущем». Например, «высказывание «завтра будет битва» нельзя определить критерием «да» или «нет», можно говорить лишь о вероятностном описании, «возможно, под сомнением, событие может произойти».

Будущее неизвестно, модально, о нем нельзя ничего утверждать с абсолютной точностью, можно говорить лишь о большей или меньшей вероятности, поясняет исследователь. Таким образом, суффиксы аймара «помогли мне формализовать логику трех критериев истинности», которая трансформировалась в алгебру «которая служит мне для построения вероятностных схем для вычисления на компьютере; то есть, имея набор предпосылок и формулу в терминах модальностей, я прихожу к выводам посредством алгебраических операций».

Это и есть суть самой последней работы исследователя, создателя Atamiri, электронного переводчика с любого языка, также использующего аймара.

«Я даю инструмент, позволяющий делать выводы», заключает автор. В деталях, с примерами этот инструмент описывается в книге «Логика аймара и футурология», которая выходит из печати и будет представлена в среду, на конференции, запланированной в Национальной академии наук.

Автор надеется, что многие социальные институты заинтересованы в получении инструмента такого рода и стремится к созданию возможностей прикладного использования своих наработок. Демократия - вот вопрос, который вызывает интерес математика, хотя и любая другая тема может быть идеальным полем для исследований.

По словам автора, в Боливии проводится мало исследований, но причина заключается не в отсутствии идей или интереса, а в нехватке ресурсов. Данная работа была проведена в частном порядке. Чтобы применить ее результаты, необходима многопрофильная команда. Необходима поддержка людей знающих, способных формулировать начальные условия. Остальное сделают алгебраические формулы и компьютер, давая возможность управлять очень сложными сценариями, делать различные прогнозы, решать задачи со многими переменными.

 Источник: http://foro.univision.com/


E-mail: antonledov@gmail.com   Тел.: +7 925 514 4339