Язык аймара и измененное состояние сознания.

Изучение измененных состояний сознания  (ИСС) – одно из важных направлений исследования сознания человека в целом.  Как правило, продвижение в этом вопросе возможно на стыке различных дисциплин – психологии, биологии, этнографии, антропологии и др. Известны разные способы вхождения в ИСС, как естественные, базиру­ющиеся на ресурсных возможностях самой психики, так и искусст­венные, с использованием различных веществ. Весьма интересен в этом смысле опыт шаманизма – чрезвычайно древнего занятия, возникшего, по меньшей мере, 30-40 тысяч лет назад, и сегодня широко распространенного на земном шаре. Шаманы способны входить в ИСС по своей воле и сохранят при этом контроль над собой. ИСС используется для целительства, сверхчувственного восприятия, исследования других измерений действительности и иных целей. Шаманы способны также вводить членов своего племени в подобные состояния, играя роль определенного рода проводников. Они предоставляют тем, кто странствует по сложным областям иного мира, поддержку и служат провожатыми. Тот факт, что такое множество различных культур на протяжении истории человечества находили шаманские практики полезными и значимыми, указывает на связь вызываемых шаманами необычных состояний с тем, что антропологи именуют «первосознанием» – то есть первоосновой, самым базовым состоянием человеческой души, неподвластной расовым, половым, культурным и временным различиям. И по сей день в тех культурах, которые избежали разрушительного влияния западной индустриальной цивилизации, шаманские практики и методики продолжают существовать.

Не секрет, что человеку, испытавшему ИСС, бывает трудно вербально описать свой опыт. Кроме того, полученные в ощущениях знания об устройстве мира и способах взаимодействия в нем часто не совпадают с представлениями западной философии и общепринятого в современном обществе мировоззрения. Однако, языки древних народов, в том числе аймара, язык индейцев южноамериканского Альтиплано, содержат в себе больше средств для выражения опыта ИСС. Кроме того, язык – ворота в культуру и мировоззрение народа – носителя языка, и, следовательно, отражает представления людей о законах Вселенной и устройстве бытия человека в ней.

Согласно исследованиям Арнольда Людвига, ИСС характеризуются набором основных общих черт. Рассмотрим некоторые из них.

В ИСС человек испытывает субъективное ощущение нарушения мышления. Потребность в логическом мышлении резко уменьшается, и Вселенная становится «не загадкой, которую надо разгадывать, а переживаемой мистерией».  Происходит соединение со всем мирозданием и ощущение себя его частью . Как описать эти переживания на русском языке? Получается сложно и многословно. В языке аймара есть особенное личное местоимение «jiwasa» - «мы» не в смысле ты и я, а в смысле твой мир, твой народ, твоя Вселенная и мой мир, моя Вселенная, соединенные вместе.

В ИСС происходит изменение субъективного ощущения течения времени. Например, длительность фазы осознанного сновидения может составлять 2-3 минуты, в то время как в своем сознании человек успевает совершить путешествие на другой континент и получить впечатления от общения с целым коллективом существ. Для людей западной культуры время линейно и независимо от пространства, поэтому такого рода опыт, полученный в ИСС, представляется малореальным и сложно описывается средствами языка. Для аймара время расположено в пространстве и оно не линейно. Будущее приходит сзади, поскольку оно не видимо, прошлое находится впереди, оно доступно взгляду, то есть время имеет круговую или спиральную структуру. Соответственно, перемещение в контексте такого пространства-времени имеет совершенно иной характер, ИСС лучше вписаны в культуру коренных народов Америки, чем в современное западное мировоззрение.

В ИСС часто встречается потеря контроля и утрата эго-идентичности, изменение схемы тела, включая явления деперсонализации и дереализации. «Мы можем быть унижены и напуганы собственной ничтожностью, и, одновременно, испытывать чувства огромного успеха и важности вплоть до отождествления себя с Богом. Мы можем воспринимать себя как существующих и, в то же время, не существующих и видеть все материальные объекты пустыми, а саму пустоту — наполненной формой». (С. Гроф). Одновременно искажается восприятие внешних предметов, возникают иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временные обострения остроты восприятия. «Например, в повседневной жизни мы исходим из того, что вещи, с которыми мы сталкиваемся, не могут одновременно быть и не быть самими собой, или, что они не могут быть чем-то иным, нежели то, что они собой представляют. «А» не может быть «не А» или «Б»». (С. Гроф). Как современному западному человеку соотнестись с этим опытом, как описать его? В языке аймара существуют лингвистические конструкции, позволяющие выразить одновременно и наступление события  и не наступление его. Например,  «выражение imajjalchi (jal – корень, обозначающий «дождь») содержит сообщение, что дождь может быть, а может и не быть, то есть выражение сомнения симметрично, события равновероятны». (Гусман де Рохас). В русском языке, да и в других европейских языках, выразить одновременное наступление «А» и «не А» одним словом нет возможности, поскольку наше сознание, будучи воспитано на двоичной аристотелевской логике не имеет потребности в таких конструкциях.

При исследовании ИСС встает важный вопрос «картографирования» посещаемых миров и состояний. Какое событие считать достоверным, если нет ни часов, ни компаса? Логика аймара устроена по-другому, и это находит отражение в конструкциях языка. В аймара формы спряжения глаголов всегда содержат информацию о том, является ли информация  «личным» или «не личным» знанием говорящего. Личное знание: говорящий получил информацию посредством своих собственных органов чувств. Не личное знание: говорящий не является свидетелем тех событий, о которых он говорит, то есть информация получена из других источников (кто-то ему рассказал, говорящий пришел к некоторым выводам путем умозаключений или угадал или где-то прочитал). Получается, например, что если шаман во время ритуала или церемонии, будучи в ИСС, ощутил нечто или побывал в неком другом пространстве, то, поскольку информация получена посредством его органов чувств, она является достоверной, «личным знанием». Согласитесь, такое отношение к проблеме облегчает поиск ее решения.

ИСС характеризуются изменением системы значений и ценностей. В связи с этим интересно отметить связь между опытом, полученным в ИСС, и мировоззрением народов, в культуре которых переходные периоды в жизни человека непременно отмечаются церемониями, включающими осознанное переживание ИСС. Имеются ввиду коренные народы, в том числе аймара, верования и образ жизни которых почти не искажены вестернизацией. В сознании аймара люди – дети Матери-Земли. «Человек – это земля, которая умеет ходить», - гласит пословица. Сама Мать-Земля и все существа, животные, растения, горы, реки, сельва – все суть живое. А вот описание опыта переживания внутриутробного развития в ИСС: «Во время эпизодов переживания положительных воспоминаний своего эмбрионального существования он испытывал чувство единства со всей Вселенной. Здесь были Дао, Запредельное Внутри, и Тат твам аси (Ты есть То) из Упанишад. Он утрачивал ощущение собственной индивидуальности, его эго растворялось,  и он становился всем сущим. Порой это переживание было смутным и лишенным содержания, а порой сопровождалось множеством прекрасных видений — архетипических образов Рая, Рога изобилия, Золотого века или девственной природы. Он становился то рыбой, плавающей в кристально-чистой воде, то бабочками, порхающими над горными лугами, то чайками, устремляющимися вниз, чтобы пронестись над гладью океана. Он становился океаном, животными, растениями, облаками — то одним, то другим, а иногда и всем одновременно. Дальше не происходило ничего конкретного, кроме того, что он начал ощущать себя единым с природой и Вселенной, купаясь в золотом свете, который постепенно угасал». (С. Гроф «Холотропное сознание»). Возможно, символизм ИСС глубоко и логично связывает воедино различные эмбриональные, океанические, космические, природные, райские и божественные элементы и при интеграции этого опыта, дает возможность расширить осознание.

Мы мало знаем об устройстве нашего Мира. Может быть, соприкасаясь через язык и изучение культурных традиций с космовидением коренных народов, в том числе народа аймара, мы сможем расширить осознание, ощутить себя частью божественной, наполненной любовью и гармонией, Вселенной.

Левкова А.В.


E-mail: antonledov@gmail.com   Тел.: +7 925 514 4339