Легенды аймара. Священный лист.

                                                                             360x260___1384551787_hoja_sagrada.jpg

Одна легенда гласит, что давным-давно, в мире ином, дедушки и бабушки собрались вместе в далекой деревне под названием Манкхапача (Manqhapacha), что в переводе означает «Внутренний мир», чтобы решить, что же они могут сделать для своих детей, чтобы помочь им и поддержать, и дать им возможность обращаться к предками. И решили они отправить на Землю одну очень мудрую бабушку по имени Иналмама, превратив ее в семечко; и выбрали несколько молодых людей, которые, обратившись в тигров, ягуаров, лам, пум, кондоров и змей отправились в путь, чтобы доставить ее в Акапача, что означает «Человеческое измерение». Юные землеустроители, для выполнения задания, должны были дождаться сигнала Отца-Солнца. И в один прекрасный день, юноши получили сигнал – яркие лучи солнца осветили вершину горы, называемую на аймара Корипата (Coripata), что означает «Золотая гора», где и была проведена первая церемония начала посева Священного листа. Когда проросло священное семечко, Отец-Солнце обратился к жителям того места и сказал им: «Это священные листья, которые передадут вам силы и вдохновение предков, эти листья хранят энергию Пачамамы и воодушевление Пачакама (Отец-Космос), мудрость Вайратата (Дед-Ветер), священный огонь Нинатата, текучесть Котамама (Мать-Вода) и первозданную энергию Тата Ийапа (Дед-Солнечный Луч); эти листья – это лекарство и питание и они укажут вам дорогу и откроют все возможные и невозможные пути; поделитесь друг с другом священными листьями и, прежде чем говорить, погрузитесь в глубокое молчание, которое позволит вам расслабиться и услышать голос сердца».

Для многих индейских народов, как внутри, так и за пределами Боливии, кока является не просто растением, это Мать, Святая Бабушка, которая сопровождает нас во всей нашей деятельности, и в общине, и в ритуалах, это наш гид и проводник.

Кроме того, что это энергетичный продукт, этот лист обладает целительными свойствами, помогает при многих заболеваниях, в том числе, при таких тяжелых, как диабет. Но помимо широко изученных и опробированных физических свойств, для нас листья коки являются средством, объединяющим дух.

Когда мы кладем в рот листья коки, мы не просто жуем их, а начинаем с ними диалог, и этот внутренний священный разговор позволяет нам воспринять и обратиться напрямую к Духу листьев коки, к Бабушке Иналмама. Мы очень уважаем ее, поскольку Она – это средство связи между людьми и другими формами существования. Ее Дух позволяет нам понять язык Пача, язык Жизни.

Женщины носят листья коки в «тари» (специальные тканые мешочки), а мужчины в «чуспа» (ch'uspa). Кока сопровождает многие повседневные события - посев и сбор урожая, прядение, ткачество; занятия, которые требуют внимания, терпения и любви. Чтобы не утратить благоволения и необходимой помощи Духа, мы не прекращаем употреблять коку. Не только люди, но и сама Пачамама, по преданию, жевала листья коки прежде чем начать какую-либо деятельность.

Когда мы собираемся вместе, чтобы решить какую-либо проблему сообщества, все садятся в круг и в центре помещают мешочек тари с листьями коки. Перед началом диалога испрашивают разрешения у Духа Иналмама, это позволяет нам лучше понимать друг друга, говорить искренно и воспринять помощь предков и всех сил природы. Употребляя коку, входим в состояние глубокой внутренней тишины, размышления сердцем; Мамакока или Мать-Кока позволяет нам постоянно пребывать в гармонии и равновесии, и принимать точные решения, и ясно видеть наш путь.

А когда мы не знаем, какое решение принять или какой дорогой следовать, то берем из священного тари листья коки и бросаем их на ветер, чтобы увидеть знак, указывающий путь и направление, соответствующее велению времени. Как и древние индейские народы, мы руководствуемся не только рациональными доводами, но и велением сердца, и мы знаем, что можем обратиться к Духу жизни, используя листья коки. По этой причине Дух Бабушки Иналмама играет такую важную роль в жизни мужчин и женщин Андского региона, предгорий и долин до самой Амазонки.

Мы идем не одни, Священный лист сопровождает нас постоянно, как он сопровождал наших предков с начала времен, и будет продолжать сопровождать наших детей и внуков, потому что в нем жизнь и сила.

Фернандо Уанакуни Мамани, аймара, община Сарири.

Источник: https://www.facebook.com/comunidad.sariri

Перевод: Левкова А.В.


E-mail: antonledov@gmail.com   Тел.: +7 925 514 4339