Уари, викунья - учитель жизни

Уари на языке аймара означает викунья (дикая лама), но также это слово имеет отношение к свету и мудрости. Название "Уарисата" состоит из корней двух слов: «сата» – посевная и «уари» - викунья, а переводится как «посевы мудрости». Тысячи лет назад, викуньи, сосуществуя с древними предками андских народов, дарили им шерсть для одежды, поддерживая полные гармонии взаимоотношения. Такого рода отношения изменились с момента испанского вторжения и начала бездумной охоты, продолжавшейся на протяжении всей истории республик Аргентины, Боливии, Чили и Перу. В результате хищнического истребления поголовье викуньи сократилось на столько, что в 1968 году викунья была объявлена Международным союзом охраны природы (МСОП) исчезающим видом. Позже, после совместных усилий этих стран и некоторых международных организаций, поголовье викуньи удовлетворительно увеличилось - до 10 000 в начале 60-х и более чем до 100 000 к 1996 году. После проверки успешности программ по защите викуньи в разных странах, жесткие меры по защите животного были несколько ослаблены. Среди южноамериканских верблюдовых, викуньи больше всего ценятся за Западе, в первую очередь за качество шерсти. Эти верблюды хорошо приспособлены к суровым условиям окружающей среды их обитания, что позволяет сохранить луга для прокорма домашнего скота, кроме того, викуньи  так едят траву и так ходят, что почти не повреждают пастбища, что в свою очередь уменьшает риск эрозии почвы. Это превращает верблюда в лучшее, а в некоторых случаях, в единственное существо, способное поддержать баланс всего пространства, в котором оно перемещается, и даже защитить другие виды животных. В контексте «Хорошей Жизни» определение «управление видами животных» не имеет права на существование, поскольку оно основывается на идее превосходства человека, который «имеет право распоряжаться, использовать, эксплуатировать и наслаждаться» другими живыми существами, относясь к ним как к природным ресурсам, что приводит к неуважительному отношению и не позволяет открыть ум и сердце, чтобы увидеть, что они также важны, как и все формы существования жизни. В настоящее время стрижка викуньи производится в коммерческих целях, что противоречит контексту «Хорошей Жизни». К викуньям относятся как к хорошему бизнесу или просто используют их в качестве ресурса, а такая практика, как стрижка беременных особей, крайне негативно сказывается на животных и часто приводит к выкидышу.

Для нас, древних андских народов, викуньи являются учителями жизни, потому что от них мы можем научиться логике общинной жизни и, особенно, заботе о роде. Викуньи заботятся о своем потомстве и дают малышам все, пока им не исполнится год; но, после того как исполнился год, в «общине» остаются только женские особи, «мужчины» же отправляются на поиски других семей, т.к. если они останутся, то кровь рода будет ухудшаться и наступит вырождение. Так и мы, люди, не можем жениться на сестрах и кузинах. Молодые викуньи мигрируют в поисках других семейств, но не всегда это удается сразу, тогда, достигнув равнины Альтиплано, они иногда находят пристанище в сообществах лам. Ламы знают, что викуньи находятся в процессе перехода и им нужно помочь, поэтому терпеливо позволяют им остановиться и спать на своей территории, до тех пор, пока они не найдут новое сообщество. Так викуньи сохраняют и укрепляют кровь рода. По словам японских ученых, изучавших поведение викуньи, это естественный способ сохранения вида. Наблюдая жизнь викуньи, мы также учимся способам организации общины, супружеской жизни и уважению ко всему живому. Ламы и альпака, гуанако и викуньи – все они учителя для общины. Для коренных народов, живших в сообществе с викуньями и другими верблюдовыми, это священное животное, очень чувствительное и мудрое, которое взаимодействует не только с людьми, но и со всем, что вокруг него. И их способность поддерживать жизнь и свои сообщества, по нашему мнению, является прекрасным примером для людей.

Автор: Fernando Huanacuni Mamani, перевод и фото: Анна Левкова


E-mail: antonledov@gmail.com   Тел.: +7 925 514 4339