Борьба между Добром и Злом - смысл главного танца карнавала в Оруро

Диаблада – один из самых красочных и оригинальных танцев Боливии, и эти особенности сделали его популярным далеко за пределами страны.

Диаблада - символ Карнавала в Оруро, объявленного ЮНЕСКО в 2001 частью нематериального наследия человечества.

Танец сформировался в колониальный период как представление о борьбе между Добром и Злом, аллегорически представленное битвой между Архангелом Михаилом, сопровождаемом семью добродетелями, и Люцифером, опирающемся на семь смертных грехов. В современной версии Архангел Михаил, победитель в битве, управляет танцем Люцифера и чертей, а девушки, исполняющие роль Чина Супаи – женских демонических сущностей, Кондор и Медведь - помощники Архангела, демонстрируют свое искусство танца, двигаясь динамическими цепочками.

За образами Диаблады скрываются персонажи и символы древних андских легенд. Так, по преданию, чудотворный образ Богородицы Канделария был найден в тайном убежище знаменитого вора Нина-Нина в восемнадцатом веке. С тех пор шахтеры Оруро стали почитать Богородицу Матерью-защитницей тружеников поселка, а танец чертей исполняли для того, чтобы не провоцировать гнев "Дядьки" – могущественного подземного духа и владельца металлов, который способен как несметным богатством одарить, так и убить шахтера в туннеле. В свою очередь, холм над шахтами – конечная точка карнавального шествия, связан с Богоматерью, в честь которой и исполняется танец.

Кроме того, Диаблада доказывает глубокую связь между представителями андского мировоззрения - злыми духами «Супаи», вестниками бога гор «Уари», и чертями из католической картины мироздания. Испанские миссионеры, насаждавшие католичество в колониях, использовали обычаи коренных народов в своих целях, превращая их языческие сакральные церемонии, процессии и шествия в часть религиозного христианского обряда.

Завоеватели хотели христианизировать индейцев, используя катехизацию против язычества. Но влияние было взаимным и привело к образованию своеобразного религиозного синкретизма в современном обществе.

Диаблада отражает религиозный синкретизм через роскошные, красочные костюмы и буйные формы танца, приобретшие популярность с течением времени. Сегодня этот танец исполняется в Ла-Пасе, Эль-Альто, Потоси, Кочабамбе, в провинциях, окружающих эти города, на юге Перу, в северной части Аргентины и в Чили. 

Богатство смешения традиций выражается также в масках и костюмах. Наряд Люцифера, властителя материальных богатств согласно андской мифологии, портные обычно расшивают вручную с исключительным мастерством, а вышивальщицы, ниточка к ниточке, расписывают иголкой покрывало на плечах повелителя тьмы. Маски изображают несоразмерных жаб, ящериц и змей, движущихся рогатых и почти адских существ, таких, как представляют себе местные жители, наследники богатой мифологии народов Уру-Чипайя и Аймара. По преданию, рептилии были посланы полубогом Уари чтобы уничтожить народы Уру.

Архангел облачается в костюм ослепительно белого и синего цветов и в шлем римского стиля. У него стеклянные глаза, меч в форме змеи, полированный щит и небольшие, но заметные крылья. Глава процессии всегда несет икону Богоматери, покровительницы шахтеров. Когда группа исполняет Марш Диаблады, войска Люцифера пляшут, кругом все дрожит, и Земля словно становится жертвой ада.

И все же Добро побеждает. Появляется «Ньюста», женское божество, которое разрушает адские силы Уари: жаба, змея, ящерица превращаются в камень, а армия обречена стать песчаной дюной. Согласно легенде, побежденный Уари укрылся внутри своих гор, богатых разными минералами, чтобы никогда больше оттуда не выйти.

Перевод: Анна Левкова

Источник: Bolivianisima


E-mail: antonledov@gmail.com   Тел.: +7 925 514 4339